Летом 2016-го Председатель правительства Медведев, элементом осуществления поставленной им в бытность Президентом задачи создания «умной» экономики, назвал организацию предсказуемой фискальной системы, упрощающей бизнес и стимулирующей рост. Цель — существенное сокращение документооборота, а в перспективе — возможность работы без него. Это может стать переворотом в налогообложении предпринимательства, упрощении его работы. Безусловно, опережающее развитие науки, активная реализация её достижений необходимы, но у любой революции есть как выгодоприобретатели, так и проигравшие.
В случае, если Великая шестоукладная НТР, о необходимости которой так долго говорят инноваторы, в налоговой отрасли совершится, то кроме взятой почты (электронной), телефона, телеграфа и Интернета, пострадают и другие. В их числе окажутся полиграфисты, печатающие бумажные документы, попадающие в тот самый оборот, разработчики, предлагающие электронные решения и услуги по электронному «общению» с контролирующими органами, ряд разработчиков программного обеспечения для подготовки отчётности, немалочисленная армия бухгалтеров и налоговиков, оказывающихся по разные стороны окошек в отделениях ФНС.
Тем не менее, заветы президентского советника по Интернету Клименко о проникновении подведомственной отрасли в экономику продолжают воплощаться в жизнь. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Первые две фискально-сетевые идеи, выдвинутые президентским советником Клименко: обложение налогом трансграничной торговли и принуждение Интернет-гигантов платить подати в казну РФ получили продолжение. ФНС намерена, отменив декларации, получить доступ к исходным данным налогоплательщиков. Но это произойдёт не завтра. Революционную задумку ведомства поможет реализовать передовая технология. Это — блокчейн (БЧ), или децентрализия баз данных, на которых, возможно, будет работать и криптовалюта «битрубль». ☆★
Создание «умной» экономики, озвученное Медведевым в 2010-м, поставило немало задач перед учёными, взявшимися за учреждение особого интегрирующего показателя для оценки успешности перехода на 6-й «технологический уклад» по Николаю Кондратьеву. Правда, кризис, предшествующий решительному скачку производительных сил, никак не завершается. Конечно, какие-то контуры вырисовываются, и важно не пропустить шаг, как это было со сланцевой революцией. Но очертания пока не слишком ощутимы (ну, если не считать намеченных электронно-налоговых шагов РФ). Конечно, высокие технологии, — био/нано/генно/кванто/термояд, — развиваются, и учёные надеются, что синтез достижений может привести к созданию, в том числе, кардинально новой системы управления государством и обществом.
Только вот стоит ли преподносить это как прорыв? ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Ещё в начале 1960-х Запад, испуганный приближающейся электронно-управляющей революцией в СССР, убил её статьями, типа «Перфокарта правит Кремлём». Хотя, на тот момент была практически готова Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации (ОГАС). Она могла на радикально новых принципах управлять экономикой страны. Но хрущёвскому Политбюро не понравились идеи академика Виктора Глушкова. А ведь могли быть заложены основы экономики будущего. Тем более, изобретатели были готовы к следующему шагу — «Киберсину». ☆★
Но, как выяснилось, «истинный инноватор» в нашей стране лишь один — Греф, «драматически» влияющий на экономику. Он вспомнил кое-что из того, что создали в СССР более полувека назад, преподнеся всё как нововведение. Правда, во время презентации новинок, в руках главы «Сбера» электронная подпись работать отказалась. Да и модернизационный прорыв ФНС, анонсированный «на отдалённое будущее», в сравнении с изобретениями Глушкова, положенными под сукно тогдашними лидерами страны, впечатляет не очень.
Тем не менее, фискальная служба РФ готова к следующему шагу, после решения о запуске онлайн-касс с предстоящего июля. Планируемая инновация позволит оставить в прошлом декларационный механизм работы с предприятиями. А вместе с этим и немалый штат бухгалтеров. Технология «блокчейн», хотя и не являющаяся альтернативой подачи деклараций, может позволить организовать систему распределённого хранения данных с защищённостью доступа и идентификацией каждого пользователя. Это методика сейчас изучается ФНС. Её эксперты осознают, что использовать БЧ в госуструктурах можно лишь вслед за внесением соответствующих программных решений в реестр российских программ Минсвязи и их сертификации.
Действительно, действующая схема тяжеловесна, убеждён замглавы налогового ведомства Даниил Егоров, и создает массу неудобств её участникам. Налогоплательщики все свои операции вводят в декларации, передавая сведения в фискальную службу, которой приходится всё «разворачивать» обратно. Планируется же, что ФНС будет постепенно автоматически проверять первичные данные, поступающие к ним, сама «сводить» их, что будет прорывом, развивающим контроль.
Начальные шаги на этом пути уже сделаны. Кроме онлайн-касс, которые позволят покупателю получить чек и в электронном виде, действует АСК НДС-2 — автоматизированная система контроля сбора. Декларации по НДС передаются в электронной форме по каналам связи, книги покупок/продаж идут как приложение к ним. Вся отчётность поступает в соответствующие центры обработки данных, проходят автоматизированную камеральную проверку, по итогам которой от допустивших ошибки налогоплательщиков требуют пояснений по расхождениям. АСК позволяет сопоставить данные счетов-фактур продавца/покупателя, выстроить цепочки контрагентов.
Дальнейший «отказ от деклараций» — непростой и амбициозный проект, его успех зависит не только от технологических решений, но и от быстроты получения нужных согласований с различными госструктурами. Власти, судя по всему, пытаются радикально поднять эффективность систем налогового учёта. А технология «блокчейн» поможет серьёзно сэкономить, как администрируя данные, так и при проведении «реальновременных» проверок/аудита. И в России есть немало компаний, способных предоставлять такие услуги государственным/частным структурам.
Технология уже становится актуальной, «блокчейн» используют ведомства Грузии, западные банки. Все эти нововведения помогут бизнесу понизить издержки: подключение бухгалтерии к сервису ФНС куда дешевле, чем содержание штата специалистов, работающих c отчётами для налоговой. Видимо, действительно, добросовестный предприниматель будет заинтересован в инновации, так как она снизит расходы. Но есть и обстоятельства, способные задержать введение «блокчейн». Среди них — значительные временные затраты на отработку технологий по электронному доступу к необходимым для ФНС данным.
В принципе, технологию распределённых реестров намеревается внедрить большинство банков мира, она не запрещена и законодательством РФ. Применение её — на усмотрение предприятий или ведомств. Да и ЦБ РФ вроде как не против, и готов дать добро на применение её в России. В Минфине уверены: идея достойна внимания, следует лишь оценить эффективность её реализации, технические возможности для этого. А вот что это принесёт бухгалтерам и налоговым инспекторам? Сократит ли внедрение «блокчейн» число рабочих мест? А, может быть, просто заметно облегчит труд «счетоводов», сократив штат бухгалтерий.
В предприятиях малого бизнеса роль главбуха шире, чем простой бухгалтер, это ещё и финансовый менеджер плюс юрист. Им упрощённые автоматизированные системы лишь на руку, они перепрофилируются в контролёра расчётов. Упомянутые изменения скорей всего положительно скажутся и на уровне профподготовки специалистов, занимающихся составлением и разбором бухгалтерской/налоговой отчётности, что принесёт предпринимателям дополнительные плюсы, и, видимо, упорядочит раздутый рынок подготовленных за 1990-2000-е годы финансистов (и юристов).