Источник: ''Бюро правовой информации''
Одна из важных задач правосудия всегда - эффективное и быстрое разрешение конфликтов. С вступлением в силу 1 сентября 2002 года нового АПК на помощь судам пришел новый институт - посредничество по досудебному урегулированию споров. Согласно ст.135 АПК на стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья разъясняет сторонам их право обратиться за содействием к посреднику в целях урегулирования спора. Об особенностях и перспективах этого нового института с корреспондентом БПИ беседует член административной группы и группы модельной документации Центра примирительных процедур, юрист Европейского делового клуба Подольская Наталья.
- АПК 1995 года обязывал судью на стадии подготовки дела к судебному разбирательству принимать меры к примирению сторон. Означало ли это, что судья осуществлял подобные действия самостоятельно или институт посредничества раньше неофициально, но все-таки существовал?
- АПК 1995 года можно назвать промежуточным звеном между АПК 1992 года, предусматривающим до судебного рассмотрения обязательный претензионный порядок разрешения споров, и современным АПК, который официально установил, пусть даже только в одной статье, новый для нашей страны институт посредничества. Раньше досудебное урегулирование споров происходило в основном путем переговоров, обменом письмами и др., а посредничество, как таковое, имело место лишь в иностранных компаниях. Примером российской компании, специализирующейся на досудебном урегулировании конфликтов, можно считать Институт переговоров и посредничества в Санкт-Петербурге, оказывающий подобные услуги уже несколько лет. Есть подобные фирмы и в Москве. Приведу пример блестящего досудебного урегулирования спора до введения в действие нового АПК. Если помните, после банковского кризиса 1998 года многие банки оказались не в состоянии выполнить свои обязательства по форвардным контрактам. Именно тогда в целях сохранения банковской системы суды отказывали в рассмотрении подобных споров, относя форвардные контракты к игровым сделкам, которые на основании ст. 1062 ГК не подлежат судебной защите. Спор, возникший между двумя банками (я не буду их сейчас называть), был урегулирован благодаря посреднику, который "подвел" банки к пониманию того, что им выгодно поддерживать деловые отношения между собой. Тем не менее, я назвала бы существующие ранее посреднические услуги "квази-посредническими", и не из-за непрофессиональной работы, а скорее потому, что для урегулирования конфликтов привлекались в основном психологи, в то время как для настоящего посредничества необходимы также юристы, экономисты, эксперты и др. Центр примирительных процедур, созданный для разработки механизмов действия нового института, разработал свои критерии, от которых зависит, возможно ли досудебное урегулирование спора или нет. Это и длительность конфликта, сумма и природа спора, и готовность сторон к сотрудничеству и др. Таким образом, можно сказать, что до нового АПК институт российского посредничества существовал в т.н. "любительской" форме, и лишь с сентября 2002 года возник на профессиональной основе.
- Каковы основные преимущества посредничества?
- Во-первых, это значительная экономия средств. Для судебного рассмотрения необходимо оплатить госпошлину в зависимости от цены иска, услуги адвокатов, которые составляют обычно 200-300 USD в час, в результате чего судебные расходы могут составлять несколько тысяч USD для каждой стороны. Услуги посредника стоят в среднем 500 USD в день для каждой стороны, а если учесть, что спор урегулируется часто в один день, то разница в расходах очевидна. Из сказанного вытекает второе преимущество - быстрота разрешения спора. Сбор документов для судебного рассмотрения может занять до 1 месяца, дело может неоднократно откладываться, а урегулирование спора занимает в среднем 1-3 дня. Еще один важный момент - мобильность. По заявке конфликтующих сторон посредник может выехать практически в любой город РФ и уже на месте разрешить проблему. (Для того чтобы судьям арбитражных судов регионов был понятен новый институт, мы планируем проводить в Институте переподготовки судей при РАГС курс лекций об особенностях посредничества) Но самое важное, на мой взгляд, преимущество - сохранение хороших деловых отношений между сторонами. В отличие от процедуры переговоров, когда стороны предъявляют претензии друг другу непосредственно, при посредничестве стороны имеют дело с нейтральной третьей стороной. Посредник, общаясь с каждой из сторон отдельно, пытается найти общие точки соприкосновения, которые смогут привести к договоренности. Разумеется, посредничество не препятствует сторонам обратиться в суд.
- В начале декабря в Европейском деловом клубе состоялась конференция, посвященная открытию Центра примирительных процедур. Можно ли считать Центр "зародышем" нового института?
- Я уже говорила, что в нашей стране среди российских фирм не было института по досудебному урегулированию споров в прямом смысле этого слова. Открытый в начале декабря Центр непосредственно посреднические услуги не оказывает, а занимается разработкой необходимой документации. Мы уже подготовили типовое Соглашение о посредничестве, оговорку о посредничестве, которая должна включаться в договор, разработали саму процедуру посредничества, соглашение о конфиденциальности. Перед открытием Центра мы провели исследование рынка посредничества в г. Москве. Центр совместно с Европейским деловым клубом, журналом "Коллегия" и Ассоциацией корпоративных юристов, подготовили опросник и направили его во все ведущие юридические фирмы. Мы получили положительные ответы от таких юридических фирм как Alrud, LeBoeuf Lamb Grreene&McCrea, Linklaters CIS, Nomos Law Firm, Whales Law Firm, Laptev&Partners и др. За рубежом подобные нашему Центры (например, CPR в США) поддерживаются и финансируются крупными корпорациями, которые подписывают декларацию приверженности идеям досудебного урегулирования споров и включают посредничество в качестве способа в политику компании по урегулированию споров. Таким образом, они заботятся о своей репутации и не доводят конфликты до суда.
-Кстати, кто может быть посредником? Какие существуют требования к его кандидатуре?
-В принципе, посредником может стать человек, обладающий базовыми правовыми знаниями, в том числе знаниями Гражданского права. Это означает, что подходящей кандидатурой может быть не только юрист, но и экономист, финансист, любой другой специалист, обладающий достаточным опытом работы в сфере юриспруденции и бизнеса. Кандидат должен иметь авторитет и "имя", поскольку ни одна компания не доверит решение своих проблем просто человеку с улицы. В добавление к высоким профессиональным качествам посредник обязательно должен быть хорошим психологом, поскольку его задача - находясь под "перекрестным огнем" двух враждующих сторон найти в месте с ними пути для дальнейшего сотрудничества. Будущему посреднику необходимо будет также пройти курсы при нашем Центре сроком 1-2 недели, на которых он изучит необходимую документацию (соглашение о посредничестве и т.д.), а главное - пройдет тренинг по урегулированию конфликтов, на котором с участием психологов будут предлагаться различные ролевые игры. Как видите посредники - профессионалы высокого уровня. Сейчас мы имеем около 60 кандидатов из наиболее известных юридических фирм. И еще один момент. Говоря о посреднике, посредничестве, мы часто употребляем слово "коммерческий". Это не означает, что мы готовим новый класс бизнесменов, просто наши посредники будут иметь дело только с отношениями в сфере предпринимательской деятельности, а не урегулировать семейные, трудовые и др. споры.
- Существуют ли какие-нибудь "особенности национального посредничества"?
- Самая важная, на мой взгляд, особенность в том, что на Западе результат посредничества оформляется мировым соглашением, а у нас - конкретным договором, которого достигли стороны (новация, уступка права требования и др.) Это происходит потому, что институт мирового соглашения закреплен у нас в процессуальном праве. Возможно, со временем выявятся и другие особенности посредничества в нашей стране, сейчас же этот институт находится на стадии становления.