Россия приговорила транзитно-паразитную экономику Прибалтики

Назад

В лихолетье 1990-х одно из главных направлений антироссийских атак — мореходная отрасль страны. «Центр» был отрезан от европейских водных магистралей, расположенных в прибалтийских лимитрофах, вновь сменивших хозяев. Перестройщики начали уничтожать флот, особенно военный, ускоренными темпами. Нет, конечно, борта, некоторым образом подведомственные России, появлялись. Но лишь в качестве яхт различного калибра олигархов. Можно говорить о теории заговора, но странное явление: победившая в Холодной войне Цивилизация моря уничтожила многие «профильные активы» поверженного но, к счастью, выжившего.

Наевшись свободы, российская экономика поняла, в каком именно месте она оказалась. И, несмотря на огромное количество справедливых претензий к финансово-хозяйственному курсу Правительства, многие шаги к суверенитету всё же были сделаны. В их числе — лишение балтийских адмиралтейств значительной доли русского оброка за пользование их козырным местоположением у гаваней, а тамошних банкиров — за перекачку российских денег на Запад. Потом заманчивой ауры лишилось и прибалтийское жильё, дававшее в перспективе право на гражданство в ЕС.

«Партнёры» горели желанием лишить нашу страну одного из двух союзников — флот. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Среди десятка крупнейших морских ворот РФ расположенные на Балтике имеют ключевое значение. И развивают их не только госструктуры. Самый наращивающий грузообороты порт страны — Усть-Луга, за 14 лет своего существования вышедший на второе место. Это обусловлено, в том числе, и сложным, эксклавным положением «заложника геополитики», Калининграда. В тоже время, непривыкший складывать яйца в одну корзину Китай готов инвестировать в изношенные пристани Латвии. ☆★ Зависимость прибалтийских экономик от транзита и портов значительна. Сокращение Россией их использования было одним из следствий «трансформационного кризиса», сократившего ВВП прибалтийских стран на треть-половину.

Впрочем, негативная тенденция, по утверждению гордых младоевропейцев, сломлена, и их экономики — на подъёме. На это, правда, существует противоположный, более аргументированный взгляд. Что остаётся остзейцам? Пытаться убедить вашингтонских и брюссельских хозяев в том, что Балтийское море в ближайшем будущем может превратиться в арену столкновений полчищ российских агрессоров и оборонительных группировок НАТО. Верят ли этим истерикам? Вряд ли, однако, парламентарии Латвии (видимо, переевшие не импортируемых в Россию шпрот назло Путину) настаивают, что Кремлю пришлось признать опасность своей политики для триумвирата стран. А потом, видимо, самолюстрироваться и покаяться.

А ведь… ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Литва/Латвия/Эстония отыскали новую золотую жилу, приносящую хоть какой-то доходец — русофобию, помноженную на готовность противостоять захватчикам. Порой они выгодно продают свои страхи хозяевам. По крайней мере, в собственных фобиях союзников убедить удалось. Но в НАТО не могут не видеть резкого свёртывания русских войск в Калининграде. Специалисты понимают, что воевать с «непокорными остзейцами» России не надо. Для того, чтобы просто не спасать выживающих с немалым трудом, достаточно полностью отказаться от использования тамошних морских ворот, к чему и призвал Президент РФ. ☆★ О том, что прибалтийские политики своими неуклюжими действиями приговаривают транзитно-паразитную экономику своих стран, подмечено было 2 года назад.

Удастся ли по-прежнему трём карликам, оказавшимся вблизи линии огня (простите, договорённостей), высоких сторон, извлекать плюсы для себя из этой ситуации, обзавестись «политическим жирком»? Ну, и экономическим под шумок. Могли бы тихо экспортировать в РФ «санкционку». Ан, нет! Вышли на передний край гонений на Россию, выдумывают, как и сколько взыскать с кровавого режима за оккупацию, требуют продолжения банкета. Точнее ужесточения рестрикций. И вымаливают у НАТО ввести войска, хотя все понимают, что в случае агрессии (?) защищающиеся долго не продержатся.

Партнёры по Евросоюзу указывают тройке, что считать себя военной целью Кремля — попросту смешно. Но там продолжают унижать русских. Граждан и не граждан своих стран. Желание Москвы защитить соотечественников и более приземлённое стремление — слезть с транзитно-портовой иглы заставило нанести удар по имеющий навар с большой дороги экспортно-ресурсной олигополии. Квартет русских гаваней на Балтике, — Выборг, Высоцк, Калининград, Санкт-Петербург, — был способен пропускать лишь четверть объёма грузов, шедших в Европу. За год дефицит мощностей на Балтике перекачивал в сейфы прибалтов до $1 млрд.

Более всего транзитная олигополия ощущалась в перегонке в Европу нефти. Здесь главенствующую позицию у кормушки заняли латыши, использовавшие трубопровод «Дружба», одна из веток которого упиралась в Вентспилс. Там рассчитывали на постоянное увеличение объёмов транспортировки, которая приносила до 10% доходов стране. Но, набивая карманы, остзейцы продолжали гадить в тарелку со своим кормом. И в 1999-м были в первых рядах нефтяной блокады Югославии. Но удалось ли им диктовать РФ, куда продавать «чёрное золото»?

Ответом стало возведение Россией двух очередей Балтийской трубопроводной системы в обход стран, пытавшихся подчинить эту отрасль нашей экономики. Загрузка первого танкера — конец 2001-го. И с той поры зависимость Кремля от лимитрофов пошла на убыль. Однако, воинственность русофобов не стихла. За пять лет объём нефтепрогона через Прибалтику заметно снизился, исключив литовскую составляющую. В 2009-м из цепочки сырьевого транзита была выброшена Одесса, но это не останавливало работы на прибалтийском углеводородно-перегонном фронте.

Латыши, в свою очередь, старались ставить палки в колёса, не продавая РФ нужные нефтеперегонные заводы. Повреждённые трубопроводы Россия восстанавливать не стала, и порекомендовала бывшим контрагентам не биться за транзит, а «вязать носки и изготовлять трикотаж». Со временем и Вентспилс выпал из цепочки транспортировки, контрольный пакет акций предприятия подешевел в 200 млн. (двести миллионов) раз, до $1.

Но лишь в 2008-м было решено, что РФ должна стать полностью независимой от Прибалтики в нефтяном транзите к 2015-му. Не услышали или не поверили. Ошиблись. Следующий просчёт — присоединение к цивилизованным рестрикциям. Ответ на это — решение перенаправить всю российскую нефть через отечественные порты, для чего в близлежащем регионе Россия стала отлаживать соответствующую инфраструктуру, вводить в строй новые мощности. Итог: к 2018-му лимитрофы лишатся остатков навара за переправку последних 9 млн. тонн нефти, которые пойдут через русские гавани, включая даже новороссийскую. Для соседей, включая и самостийных, не жалко ничего.

Помимо сокращения трат на подпитку соседей, эти деньги в усиленном режиме работают на наши гавани. Грузооборот растёт постоянно, сооружаются новые балтийские терминалы, развивается портовая инфраструктура арктического бассейна, Дальнего Востока. Где-то прибыло, а где-то… часть прибалтов считает убытки. Другая — готовится отражать русскую агрессию. А потом, вероятно, они меняются, чтобы не было скучно. Ведь через остзейские гавани шла не только нефть, в планах перебросить на российские терминалы весь металлопрокат и уголь, лес и минеральные удобрения. Только переадресация уголька оставит рижский порт и экономику страны, утверждает его глава с характерной фамилией Америкс, минимум без €130 млн.

Может быть, понять их, простить, не лишать последнего? Но такого жеста достойны добрососедские государства, а не проводящие нацистские шествия составители «чёрных списков» для российских, даже пророссийских аналитиков/журналистов. Так что, пусть им Украина помогает. А Россия будет осваивать новые для себя транзитные технологии, совершенствовать (при)портовое хозяйство, развивать транспортную инфраструктуру. То есть, как говорил заокеанский гуру, жить простой жизнью страны-бензоколонки. А остзейцев ждут сломанные или немытые унитазы Альбиона. Или, после Брексита уже не ждут?