За океаном решили, что потенциальный альянс «восходящих экономик», который был способен бросить перчатку сложившемуся миропорядку, — фикция. Кое-кто, в поиске вкладов Обамы в мировую историю, назвал «разваленный им» БРИКС. Так ли это, или постепенно возникает российско-китайский дуумвират в Центральной Азии, где один из его участников — отвечает за производство и инвестиции, другой — поставщик ресурсов и безопасности? Сильнее ли этого союза пока никем не ратифицированное Транстихоокеанское партнёрство или «трансатлантика», которую отказывается скрепить подписью даже изрядно ослабленный ЕС?
Запад, конечно, может, потирая руки, утешать себя, что ось: Пекин — Москва, так и не зародившись, сметена с геополитической карты, что объём двухсторонней торговли временно снизился. Но, он стабилен, и Китай — крупнейший инвестор в РФ. Быстро происходит только слом, а не рождение чего-то большого, не считая, конечно, котят.
Очень похоже, что эпоха, начавшаяся после Второй мировой завершилась. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Период Холодной войны — относительно стабильная, регламентированная система противостояния позади. Этот период завершился четверть века назад, но истинной «разрядки» не принёс. Настоящего сотрудничества очагов влияния не получилось, оно завершилось «перегрузкой». Потуги выстроить однополярный мир предсказуемо не удались. Мир вошёл в волну турбулентности, экономической и политической, с борьбой каждого против всех. Идёт бурный передел власти. ☆★ А правила, установленные во второй половине ХХ века, уже не работают.
Вмешательство во внутренние дела, неуважение к суверенитету, территориальной целостности, взяли старт отнюдь не с Крыма, а с Югославии более двадцати лет назад. Если, конечно, не с объединения Германий. Да и удар по Будапештскому меморандуму Киев нанёс раньше Москвы. Но, как бы то ни было, идеология монополярности, представители которой, продолжая свою Холодную войну, даже ничего не попытались изобрести, чтобы обосновать новую мировою конструкцию, донести её принципы до всех, ушла в прошлое.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Сформировавшийся альянс России и Китая направлен на создание баланса, альтернативного политического полюса. Две эти евразийские державы были окружены американскими военными базами и системами ПРО. Конфликты возможны в любых отношениях. Однако, слишком прямолинейные действия Вашингтона на суше, «в море и воздухе» сплотили Пекин и Москву, поставив перед ними одинаково важные задачи. Программы США: «общей оперативной обстановки-2035» и поддержки «цветных революций, буквально заставили КНР и РФ объединиться. Цель — превзойти оппонента. В экономическом и военном аспектах. ☆★
Так что, мечтам Запада о неизменности конфигурации геополитической и геоэкономической структур сбыться, судя по всему, не суждено. И если по БРИКС после бразильского импичмента был нанесён удар, то это не значит, что на мировом Олимпе Штаты останутся почти в гордом одиночестве, что мировых игроков будет лишь два с половиной — США с тихоокеанскими союзниками, да ЕС. И дело не только в трещинах в старосветском альянсе, в ряде нерешённых проблем в самом «светоче демократии». Политическая стабильность в мире в ближайшие десятилетия будет обусловлена евроазиатским союзом дракона и медведя.
Видимо, опасность этого «рукопожатия через Великую стену» для цивилизованной части человечества вылилась в беспорядки в стране, граничащей с обеими державами — Казахстане. Руководство которого осознало необходимость расширения международного взаимодействия, формирования новых институциональных форматов в сотрудничестве структур ОДКБ и ШОС для обеспечения безопасности. Одновременно с этим раскачивают регион Центральной Азии с Афганистаном, опасным очагом радикализма. Там укрепляется влияние ДАИШ, в рядах которого всё больше граждан России, Китая, граничащих с ними стран, внутренняя устойчивость которых может быть подвергнута опасности.
Проблемы по обеспечению безопасности, необходимости расширения многостороннего сотрудничества стояли перед ташкентским саммитом ШОС, вопросы нестабильности в регионе решались Путиным и Си в КНР. Ведь к обеим державам географически близок потенциально взрывоопасный регион. Видимо, озабоченность вызывает потенциальное дестабилизирующее внешнее воздействие США, которым не опасен и даже выгоден взрыв в центре Евразии. Москва, Пекин, которым, возможно удастся подключить к альянсу Тегеран и Дели, предложат соседям взаимодействие, чтобы стабилизировать их внутреннюю ситуацию.
Медведю и Дракону выгодны совместные действия в центре Евразии, и стабилизация региона будет содействовать их сплочению, без которого трудно будет взяться за перестройку глобального управления в экономической сфере. Ведь две крупнейшие евразийские державы, исключённые из формируемых США трансокеанских партнёрств, похоже, лишены выбора, кроме более тесного сближения. Неплохую перспективу имеет и экономическая компонента стратегического сотрудничества. Одна из основных задач — учреждение институтов, необходимых для того, чтобы сделать сообщество Центральной Евразии необратимым, в том числе скоординировать меры не только экономического характера, но и военно-полицейского.
Но только ли целью возникающего союза Россия/Китай станет создание «равновесного груза» для экономического и политического властелина — США, которые ныне — угроза интересам, в том числе, финансово-хозяйственным, обеих держав? Конечно, база взаимоотношений — экономика. Но на этой основе выстраивается партнёрство, по словам Путина по иным направлениям — международным, культурным, образовательным. Задача — сформировать более близкие, возможно, по-настоящему союзнические отношения с точки зрения не «вопреки» надменному соседу, а для общего решения в равной мере важных задач и закрепления некого порядка двусторонних отношений, устраивающего обе стороны.
За последние время лидеры и властные структуры обеих стран сделали немало для устранения даже незначительных факторов конкуренции. Существенно, что сближение совершается на фоне серьёзных внутренних трансформаций, переживаемых обеими державами. И это — ещё одна причина, почему они как никогда нуждаются в основательных дружественных опорах извне, что позволяет их лидерам с уверенностью заявлять о том, что двусторонние связи стали новой формой взаимоотношений великих держав, которые прокладывают новую трансевроазиатскую магистраль.