Через продовольственную безопасность — к возвращению статуса сверхдержавы

Назад

Реальность такова, что обмен санкциями привёл к появлению сверхдержавы, пока лишь продовольственной. Кто бы мог подумать в 1970-х, что наша страна — главный продимпортёр планеты превратится в одного из основных игроков в нише экспорта провизии, причём, лишившись главных житниц — Украины и Казахстана? Призыв «покупай российское!» нашёл в русских душах и желудках отзыв, заработал не только из-за новой реальности, кардинальной трансформации восприятия нашим потребителем российских товаров, подъёма патриотических настроений, но и потому, что качество отечественного провианта реально высоко.

Всё это заставляет задуматься: а может идеологи капитализма были правы, утверждая, что рынок всегда находит равновесие спрос/предложение?

Результаты продэмбарго налицо. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В 2016 году Россия вошла в шестёрку крупнейших продэкспортёров планеты. Подняться выше в этом списке будет непросто. Кроме некоторого снижения потенциала из-за санкций, причина — немногочисленность населения, — и, как следствие число фермеров, в сравнении с лидерами — США, ЕС, Индией. И районов многолетней мерзлоты там поменьше, чем в РФ. Здесь их — 60-70%. Ещё одно основание — недостаточная господдержка. Тем не менее, в планах — выход на первые места рейтинга. В текущей реальности, экспорт российской провизии становится более весомым, чем оружейный. ☆★ Тем временем в «братской» Латвии всё это время не стихает плач Ярославны по поводу утери рынка.

По итогам 2015-го в сравнении с предыдущим годом Россия выручила заметно больше от реализации за рубежом корнеплодов, овощей, мукомольно-крупяной продукции, мяса и субпродуктов. Пусть в абсолютном выражении рост невелик, но не стоит забывать, что доллар вырос вдвое за дюжину месяцев. Интересно, что та же Латвия, славившаяся в Союзе как производитель пива, на 22,7% повысила закупки российского солода — основного компонента напитка. Но для реализации далеко идущих планов необходимо реорганизовать службы, отвечающие за вывоз, как говориться, «реорганизовать Рабкрин».

А внутри страны… ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Минсельхоз просит пересмотреть доктрину продбезопасности, утвердить новые пороги самообеспечения. Проблемы с мясом и зерном — лишь в нахождении покупателя. С рыбопродукцией несколько сложней, в ельцинское правление одной из главных целей разрушителя был военный флот, но досталось и рыболовному. Девальвация ударила по импорту рыбы. Видимо, это вернёт на прилавки многим даже незнакомую (другими забытую) сельдь иваси. Кроме того, наши производители макарон готовы потеснить… итальянцев. И даже поляки переходят на нашу «живность»: плюс 78,9% экспорта за год. ☆★

Задача — не терять темп, для чего необходимо, чтобы продукция наших колхозников (простите, аграриев) находила конечного покупателя. Тем более, в России, как ни крути, покупательская способность несколько снизилась, что с наслаждением констатируют «гайдаровцы» из ВШЭ. Но даже это не должно сказаться на сельхозпроизводстве страны, которое, в том числе, может стать одним их колёс, и, как знать, главным механизмом локомотива нашей экономики. А, может быть, не настолько пусты кошельки граждан страны? Ведь продовольственная инфляция исчисляется десятыми долями процента, и уже второй год подряд устойчиво растут прибыли отечественных мороженщиков. Или, по совету французской королевы, лишённые хлеба россияне, чтоб не умереть с голоду, едят пирожные?

Патриотические настроения, поддерживаемые продавцами, играют на руку отечественным производителям. Но как передать эти эмоции через границу? Глава сельскохозяйственного ведомства Ткачёв считает, что всё же необходимо какое-то время, чтобы о добротности российских продовольственных товаров узнали, чтобы бренд сам себя продавал. Любой закупщик приобретает, исходя их соотношения качество/цена. И здесь есть некоторые забавные прорывы, инициированные как достоинствами нашего провианта, так и девальвацией, побудившей иностранцев ещё пристальнее присмотреться к нему. Курьёзом выглядит, что в «МакДональсах», символах США, работающих в китайских городах, мясо во всяких там бургерах будет… российского производства. Такая вот диковинная глобализация.

Не столь забавно выглядит другой круговорот в природе. Сахалинские рыбаки продукты своего улова отправляют в Китай, чтобы тамошние рыбопромышленники обработали его и… отправили назад в Россию. Но с этой проблемой, судя по всему, справиться удастся, ведь рыбная промышленность в нашей стране была, а значит, подлежит восстановлению. Прорывы есть и в околопродовольственных сферах, которыми советская промышленность похвастаться не могла никак. За короткий 10-летний период новосибирские автоматы по разливу пива завоевали рынок не только России, но и 40 стран. Мы привыкаем ко многому, а недавно трудно поверить, что сотню лет назад русское сливочное масло поставлялось в Голландию и Данию.

Сделан важный шаг для завоевания зарубежных продовольственных рынков. Причём, не сырьём, а конечной продукцией. От международной организации исследований качества товаров и потребительских испытаний «Роскачество» получил сертификат на аттестацию отечественных продовольственных изделий. И они, пройдя утверждённые международные тесты, получат право реализовываться в зарубежном ритейле. Специалисты ожидают, что интерес к российской снеди иностранных покупателей (то есть, конечных её продавцов) будет расти.

Западные операторы рынка продовольствия ожидают завершения всех бюрократических процедур для того, чтобы российские кушанья начали прокладывать себе дорогу к их сетевым прилавкам. А в это время менее «замороченные» канцелярской волокитой и систематизацией структуры сертификации китайцы, протестировав продукты, сделанные в РФ, сочли значительную их часть экологически чистым продовольствием. Съестное с маркой «произведено в России» за несколько лет приобрело заслуженную популярность у тамошних потребителей. Чиновники из КНР отмечают, что предложение ныне ни в коей мере не покрывает спрос. То есть в Поднебесной — неудовлетворённые запросы на русское продовольствие. И чтоб победить этот дефицит, осталось уладить логистические, таможенные и сертификационные проблемы.

Ну, и конечно, после более плотного знакомства с российской снедью, — она лишь начала завоёвывать нишу, — все существующие ограничения по доступу будет устранены, и она завладеет сердцами и очарует вкусовые рецепторы китайцев. Прилив поднял все лодки. Российские крестьяне, — а эта и смежные профессии стали «вдруг» модными, — готовы занимать ниши, не слишком освоенные европейцами, вступить в борьбу за захваченные. Российские рестораторы уже сделали свой выбор. Если, конечно, для изготовления блюда, не требуется какая-то «изюминка», произрастающая лишь на западном склоне Гималаев, и собрать которую должна непременно девственница в полнолуние.

Американский эксперт Гильберт Доктороу констатирует, что практически нет групп «досанкционных» товаров, которые оказались ныне в недоступной зоне. Российские же продукты почти сохранили рублёвые цены, и имеют 40% ценовой гандикап над западноевропейскими. И вернуться последним на отечественный прилавок будет непросто и после снятия эмбарго. Ведь на первый план вышли русские производители, готовые предложить продовольствие действительно мирового класса, но их цены доступны среднему классу. Ещё одна стена перед «цивилизованным» провиантом, уверен доктор философии Доктороу, — возросший патриотизм граждан РФ. Оценив всё, он вынес приговор: разрыв связей с Россией будет стоить Европе значительно больше, чем упущенные выгоды с продаж продуктов. Неосторожно применённые «цивилизованным» миром санкции способны привести к воссозданию сверхдержавы. И не только продовольственной.