Учёт, контроль и надвигающаяся электронная диктатура

Назад

Российскими властями рассматриваются возможности контроля над значительными расходами граждан. Недавно данный механизм был отвергнут, однако, видимо, пришло время актуализировать его. Для этого приводятся две причины. Нравственная, она же политическая: имущественное размежевание в России не сокращается. И техническая: практически готова к работе отечественная база для отслеживания крупных приобретений, которые будут автоматически облагаться налогами. Но не будет ли значить подключение к «СВИФТ-2.0» встраивание в финансовую пирамиду в качестве кирпичика и полную потерю суверенитета?

Финансовое и налоговое ведомства РФ убеждены, что электронный контроль над значительными расходами поможет исполнительной власти одолеть «конвертные зарплаты», а не только «снять сливки» с бросающихся в глаза закупок.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Две статьи ФЗ №116 от 1998-го, регулирующие госконтроль соответствия фактически получаемых доходов крупным расходам ныне — в числе утративших силу. Однако, планируется возращение и специальной декларации о расходах. Всё это может означать отказ от «презумпции добросовестности налогоплательщика». В то время, когда решаются вопросы при спорном толковании НК, по его седьмому пункту 3-й статьи неустранимые противоречия толкуются в пользу плательщика. Однако, при разрешении конфликтных ситуаций бывало и иначе. ☆★ Впрочем, не так давно в ФНС объявили, что не будут проверять расходы физлиц.

Для контроля издержек граждан (крупных, надо отметить, о других речь пока не идёт) и, как следствие, для наполнения бюджета налоговикам информации и законодательных инструментов хватает. С электронными платежами всё, казалось бы, просто. Остаются наличные траты, то есть необходимо «взять на карандаш» любое серьёзное приобретение за «кэш».

При обсуждении «серых доходов» Минфин, казалось бы, пока не пошёл на запрещение приобретений за «нал». Но вопрос поставлен, что даёт право на предположение, что Правительство намерено проверять расходы граждан, а не только их доходы фиксацией всех покупок за живые деньги.

У властей «электронных» возможностей для контроля над значительными тратами, — и не только чиновников, — сейчас, в самом деле, предостаточно. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: При постановке автомобиля на учёт ГИБДД отправляет данные в ФНС. Цель — начисление транспортного налога. Приобретения российской недвижимости контролируются налоговиками в связке с Росреестром, что весьма взволновало британцев. Также власти получают сведения обо всех банковских счетах. Более того, есть присмотр (сквозь пальцы, правда) за доходами/расходами/имущественным состоянием госслужащих. ☆★ Но российские власти пока не вводят, по примеру толерантного Вашингтона, хитроумный контроль над приобретением недвижимости. И даже не ограничивают хождение крупных купюр.

Впрочем, как определить, квартира куплена на взятые в долг, накопленные, подаренные деньги, либо на незадекларированные доходы? Как подвергнуть ревизии контроль над тратами? Предложен такой путь: граждане в обязательном порядке декларируют установленные активы ежегодно, и, в случае приобретения чего-то, превышающего доходы, включается механизм строгой проверки. Первый шаг — система работает для ограниченного круга лиц. Но довольно жёстко, чтобы бюджет наполнялся. Наверное, это несколько проще, чем контролировать немалые средства, лежащие на счетах корпораций и отдельных людей в оффшорах. Правда, сложней, чем отследить все «конвертные зарплаты».

Но стоит ли бегать за всеми получающими «в серую» менеджерами/секретарями/охранниками/уборщицами? Следует ли пытаться отследить покупки менее миллиона рублей, происхождение которых в силах объяснить почти любой? Наверное, можно поднять установленную 2,5 года назад сумму в ₽600 тыс. Это не затронет интересы простых россиян. Тем более, техническая база для надзора за крупными покупками вплоть до валюты, которые через кассы будут автоматически попадать в базы налоговиков, уже готова вступить в действие.

Но, для полного контроля над денежным обращением соответствующим органам следует свести к минимуму, — лучше аннулировать вовсе, — его наличную составляющую. С тем, чтобы сделать «видимыми» все транзакции, что исключит возможность уклониться от налогов. И в этой сфере делается немало. Физическое лицо как объект финансовой отчётности налоговиками превращается в фактически лицо юридическое, чего удалось достичь в ряде транспарентно-цивилизованных стран. Там, — правда пока только «публичными людьми», — декларируется не только доходы, но и имущество, своё и родственников. А вот по Налоговому кодексу Украины, продиктованному МВФ, предполагается контроль фискальных органов над «деньгами под матрасом», превышающими 1 млн. гривен.

Удастся ли нашим денежным электронизаторам терминализировать всю Россию, или страну опять спасут её размеры, разгильдяйство, бездорожье? Пока модернизация контроля над тратами россиян идёт не так, как хотелось бы её адептам. И дело не только в географическо-технической составляющей. Банкиры, рассмотрев платёжное поведение покупателя, констатировали: величина среднего «карточного» чека в торговых сетях снижается. 2010-й — ₽1726, 2015-й — ₽1154. Возможно, покупать из-за кризиса в «нецивилизованной» РФ, предпочитающей наличные, стали меньше, но вряд ли настолько.

А вот в Швеции, вслед за третьим, — после спичек и стенки, — национальным вкладом в мировую культуру — соответствующей «многоукладной» семьи, решили обогатить цивилизацию финансовым ноу-хау, отказом от наличных. Там терминалы стоят не только в магазинах, но и в церквях для пожертвований. Так что демократического выбора клиент будет лишён. «Дремучие» русские и в ограничении хождения «живых денег», как обычно, — позади планеты всей. А ведь нам говорят, что «нал» — одна из причин международного терроризма. Правда, с подобными проблемами почему-то чаще сталкиваются в цивилизованных франциях/бельгиях.

А «учёт и контроль» — отнюдь не ленинская формула экономической успешности. Это девиз «хозяев денег» — глобальных банкиров, уверен Валентин Катасонов, целью которых является втискивание всего мира в высокотехнологично-финансовый концлагерь. И дело не в нехватке у них средств, а во введении поголовного контроля над людьми. Стоит ли слепо шествовать в направлении ценностей «общечеловеков», венец которой — электронная диктатура с ударной работой печатного станка ФРС, лопающимися тут и там пузырями, многочисленными количественными смягчениями и отрицательными ставками?

Может быть, предпочтительней остаться в ранге «развивающегося» государства, не декларирующего «безопасность на поколения» и не получающего теракты в парижах и ниццах? Наверное, это «отставание» означает неполное подчинение всепланетной системе. Банковской, нравственной, ценностной. И такое «запаздывание» можно оценивать, скорее, как плюс.