ШОС как точка сборки многополярного мира

Назад

Большая Евразия на ташкентском саммите Шанхайской организации сотрудничества дала ответ оппонентам по всем канонам геополитики. На вызов, брошенный «странами моря» во главе с США, пытающихся сформировать два трансокеанских партнёрства, «державы суши» начали процесс приобщения к ШОС нескольких крупных южноазиатских государств — Индии, Пакистана, а в недалёком будущем — Ирана. В свою очередь атлантисты не оставляют стремлений разрушить пока плодотворно действующий альянс, усиливая геополитическую напряженность в ключевых внутренних районах материка, практически недосягаемых к воздействию океанических держав.

«Партнёры» по НАТО внимательно отслеживают саммиты ШОС. В прибалтийских лимитрофах даже задались вопросом: случайно ли азиаты «втихую» собрались в Ташкенте, чтобы, находясь в тени «Брексита», решать свои задачи.

А задачи эти, по меньшей мере, не уступают по значимости британскому плебисциту. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Индия и Пакистан, воюющие с 1947-го, с момента, когда вынужденная уйти из региона Британия, в своём стиле, оставила на покидаемой территории часовую бомбу, впервые войдут в одну организацию, не считая ООН. Дальновидные китайцы не против вступления этих стран в ШОС, которое выведет сотрудничество на новую ступень. Принципиальное решение об этом было принято не прошлогоднем уфимском саммите Организации, которая не превращается (пока) в военно-политический союз, а лишь в «точку сборки» многополярного мира. ☆★

Этот новый полюс силы, конечно, можно окружить по периметру талласократическими, морскими государствами, такими, как один из создателей ТТП Бруней. Но всё же, совместный индийско-пакистанский потенциал, — экономический, политический, демографический, — несколько повыше. Если присоединение состоится, — а в этом сейчас сомнений немного, — это существенно увеличит потенциал Большой Евразии, попавшей в оцепление трансокеанских партнёрств. Принятие меморандумов о присоединении государств, которые до недавнего времени были непримиримыми противниками, стало важнейшим событием саммита ШОС–2016.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Состав ШОС, основанной в 2001-м, не пополнялся 15 лет. Конечно, политический вес стран-участниц, самой ШОС увеличивался. После вступления в организацию Индии и Пакистана следующим потенциальным членом альянса будет Иран. Предложение Путина по принятию этой страны поддержано Пекином. Тегеран подал заявку на вступление ещё в 2008-м. Но её рассмотрению помешали санкции ООН. Отмена рестрикций не придала, по мнению персов, скорости процессу. Однако, они не отказываются от замыслов войти в крупнейший материковый альянс. Следующие на очереди — Египет, Израиль, Сирия. ☆★ Объединение многолетних врагов дорогого стоит.

А ведь отношения между Тегераном и Иерусалимом многими рассматриваются как война, не достигшая высшей, «горячей» фазы. Не говоря уже о словесных перепалках лидеров. В тоже время, высокий градус дуги Дели/Исламабад стал несколько ниже, они с помощью РФ и КНР ищут связи, нащупывают взаимодействия в различных областях. Процесс принятия государств, составлявших бывшую «Британскую Индию» в ШОС будет завершён только на предстоящем саммите. Он будет проведён через год в Казахстане. Значимость этого шага велика — как имиджевая, так и практическая.

Организация продемонстрирует свою гибкость, открытость, способность к приёму новых участников, способность к переменам. От альянса Китая, России и ряда бывших республик СССР он трансформировался в более значимую ассоциацию, зона ответственности и влияния которой распространится почти на весь Хартленд. ШОС был организован как «демпфер» для решения пограничных проблем КНР с республиками экс-СССР, обеспечения безопасности в регионе. Поначалу было заключено соглашение о мерах доверия, страны договорились о регулировании вопросов сокращения вооруженных сил, потом уже была подписана Хартия ШОС. Постепенно в круг задач Организации вошли торгово-экономические, культурные вопросы.

Москва и Пекин не видят никаких оснований отказаться от приёма в ШОС и Тегерана, который видят партнёром и в Брюсселе. Но противоречия Ирана с Западом остаются, и задача Китая и России — не допустить перехода соседа в лагерь атлантистов. Тем более, статус наблюдателей в Организации, кроме Ирана, получили Афганистан, Белоруссия, Монголия. Есть и ещё одно положение для стран (Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка) — «партнёров по диалогу». География альянса расширяется, шестеро неофитов стали кандидатами в ШОС в середине июня.

Страны региона нуждаются в международной структуре, способной взять на себя миссию обеспечения безопасности, как внешней, так и «внутренней», борьбы с наркотрафиком, налаживания культурного сотрудничества. Многие постсоветские государства — члены объединений, в том числе оборонительных, находящихся под эгидой России: ОДКБ, ЕАЭС. Экономический же стержень ШОС — Китай. Возможно, инициатива Москвы по принятию Индии — фактор, способный уравновесить это влияние. Ответное предложение Пекина — включение Пакистана, его давнего союзника. Компромисс достигнут. Заявки на членство в Шанхайской организации недавние враги подали синхронно.

Удастся ли избежать проблем, которые несёт грядущее расширение ШОС? Не отразятся ли на её деятельности не до конца погашенные конфликты между членами Организации? Пока этого не происходило, несмотря на некоторые трения между бывшими советскими среднеазиатскими республиками. То есть, первоначальная цель — предотвращение пограничных проблем выполнена. Наращивается потенциал антитеррористической структуры. На подходе экономические и военные проекты. И если «щит» ШОС — Россия, то экономический «локомотив» — Китай.

В перспективе ШОС — создание зоны свободной торговли, но пока данный шаг из-за мощности экономики КНР выглядит маловероятным. А потому для снятия этих противоречий сторонами выдвинута инициатива сопряжения ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути». В её реализации был достигнут определённый прогресс. Запад же классифицирует Организацию как «китайский проект объединения для галочки». Если на ШОС и обращают цивилизованное внимание, то заостряют его лишь на потенциальных сложностях и грядущих столкновениях культур, и «китайской экспансии».

Но Москва и Пекин уже давно знакомы с англосаксонской стратегией — ослабление противников провоцированием конфликтов между ними. Что ж, если ШОС, изначально не вызывавший у западных «партнёров» тревоги, превратился в угрозу их интересам. Вызывает опасения у Запада и тот факт, что расширяющийся «альянс Хартленда» может охватить с принятием Индии, Пакистана, Ирана, и прибрежные южноазиатские районы, которые окажутся за пределами влияния Запада, вытеснив его с континента. Отсюда — стремление США не позволить Евразии объединиться под эгидой ШОС — отсюда конфликты в Сирии, создание цветными революциями «пояса нестабильности».

Будем надеяться, что ШОС сдаст экзамен на эффективность и дееспособность, расширившись в следующем году, а его участникам удастся отрегулировать механизм сопряжения собственных интересов для реализации всех принятых решений. И хочется верить в успешность попыток России преодолеть кризис и обеспечить своё достойное будущее в ШОС.