Россией и Ираном вновь всерьёз обсуждается замысел проложить сквозной судоходный канал: Каспий — Персидский залив. Это будет для РФ не только наикратчайшим путём в Индийский океан, минуя коварные турецкие проливы, но и ощутимой геополитической победой над вечными противниками, продолжающими Большую игру. Замысел создать дублёр Босфора/Дарданелл возник больше века назад. Но на пути воплощения проекта в жизнь возводились не только технические, но и геополитические преграды. Судя по всему, масштабный проект водной артерии решено возродить, что не может придтись по нраву США и Турции.
Похоже, обсуждение вопроса о превращении Каспия, — крупнейшего мирового замкнутого водоёма, — во «внешнее» море — существенно продвинулось. О вероятности запуска водного коридора «Север — Юг» поведал иранский посол в РФ Мехди Санаи, не уточняя пока деталей.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: О том, что при помощи Индо-Каспийской артерии доставка грузов станет вдвое короче привычного турецкого маршрута, стало понятно 5 лет назад. Но расширение торгово-экономических перспектив РФ было явно не на руку Вашингтону и Стамбулу, на что сейчас Кремлю можно особо не обращать внимания. А вот Тегерану нужна тщательная оценка сложившихся геополитических факторов из-за обострения отношений северных соседей. К тому же? столь серьёзный проект требует тщательной подготовки, которую персы не прекращают. ☆★
Канал кратчайшего доступа в Индийский океан стратегически важен для России. Помимо нашей страны его получат все страны, имеющие выход в закрытый Каспий. Кроме того, этот практически вертикальный маршрут из Арктики до Индийского океана, — значительно сокращающий расстояние и время пути из варяг в индусы, — мог бы заинтересовать Северную Европу и Прибалтику. Но порой разумность наших бывших соотечественников, слушающих подсказки не мозга, а от других органов чувств и столиц, — под большим вопросом.
Работу по созданию водного коридора «Север — Юг» дипломаты начали работу ещё на рубеже веков. Фактически они вернулись к работе комиссии, начатой в 1904-м. Запад всё это время сохранял зависимость России от Босфора/Дарданелл. Протяженность судоходного пути между Каспийским морем и персидским заливом составит порядка 700 км. Несмотря на то, что прокладка артерии потребует ни одного миллиарда долларов инвестиций с учётом всех «мелочей», окупиться она сможет уже через пятилетку.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Замысел канала, заинтересовавший в своё время Сталина, может принести существенные транзитные доходы как нашей стране, так и Ирану. Не раз канал и инфраструктурные объекты были оценены по различным методикам, но воз оставался на месте. В проекте задействованы не только российский флот, но и РЖД. Планы его были выдвинуты в 1993-м, но в строительство «Международного коридора №9», не раз вмешивалась геополитика. Основной его противник, естественно, — Турция из-за появления прямого конкурента проливам Босфор и Дарданеллы. ☆★
Вторым пострадавшим может стать бесшлюзовый Суэцкий канал, полностью заменить который будет невозможно, но всё же. Перепад же высот в Индийско-Каспийском переходе — до 30-ти метров, что требует системы гидротехнических сооружений. Но больше всех этот пролив, обрётший реальные контуры, нужен России. Удастся ли открыть его? Загрузка Суэца снизится в случае полной реализации коридора «Север — Юг», включающего железнодорожную линию в западный Каспий. Это позволит клиентам комбинировать транзит, снизив влияние Запада в регионе.
Намерению проложить такой канал — не сто, и даже не двести лет. Замысел родился в голове Петра Великого, подумывал о нём Павел, собиравшийся вместе с Наполеоном «воевать Индию», что было пресечено его сыном и англичанами. Первые инженерные разработки стартовали в конце XIX века. Запрягали, как обычно, основательно. Почему же до сих пор не поехали? Восток — тонкое дело, особенно с геополитической точки зрения. Поначалу оппонентом была Британия, затем — Штаты. Кроме того, войны: мировые, гражданская, холодная, гибридная.
Всерьёз задумались о разработке проекта в конце позапрошлого века, но мировая война не дала развернуться переговорам сторон по проекту. Дружба СССР с кемалистской Турцией снизила востребованность канала. Помощь Анкаре против Антанты вылилась в гарантии, что проливы не будут использованы против СССР. Как и совсем недавно… обманули. В 1930-х стали портиться отношения с Тегераном, затем с Портой: обе страны сделали выбор в пользу европейцев, пусть и разных лагерей. Это отложило проект канала, к которому вернулись уже в ходе Войны, когда в Иран вступила Рабоче-крестьянская красная и британская армии.
Но инициативу вновь перехватил атлантический дуэт, и Вашингтон активно противодействовал реализации замысла. Положение изменилось, и в 1963-м Брежнев подписал очередное стратегическое соглашение, сформировавшее основу для прокладки трансиранского канала. Пятилетку спустя предварительный план был готов. Это было поддержано в добрососедском Ираке и, естественно, активизировало противодействие США, постепенно расширивших военно-нефтяное сотрудничество с Персией. Ответная мера — нормализация связей Москвы и Анкары, снижение тарифов на транзит. Всё это тормозило проект. Конец 1970-х — исламская революция, война с Ираком, и план магистрали был вновь отложен.
Геополитическая битва за влияние в регионе продолжилась, и спустя четверть века в России, наладив отношения с Ираном, вернулись к злободневному вопросу. В 1999-м правительством ИРИ и Индии были одобрены соответствующие документы. Ответ США — введение и неоднократное продление санкций против Ирана. Затем включение в их орбиту канала, что подразумевало наказание всем, кто отважится помочь прокладывать его. Вашингтон бился за то, чтобы контролировать всю транспортировку нефти (и «сопутствующих» товаров) в регионе.
Теперь страны вернулись к старому, но не теряющему актуальность замыслу. Россия готова к продолжению геополитической Большой игры. Ставка в игре континентальной и морских держав — Центральная Азия. Противостояние сторон обязательно продолжится. Наш соперник непременно вынет из рукава очередные карты. В их числе, несомненно, окажется экологическая. Ведь придётся заполнить артерию значительным объёмом воды, что может привести к нарушению водного баланса. На время работ понадобится эвакуация немалого числа жителей с денежными компенсациями им.
Всё это, наверняка будет использоваться оппонентами, но, хочется верить, не помешает реализации взаимовыгодного российско-иранско-индийского амбициозного проекта, задуманного более века назад.