Журнал "Главбух" №24/2002

Назад

Что изменилось в учете и налогообложении:

За последние две недели в законодательстве произошли изменения, затрагивающие деятельность унитарных предприятий, бюджетников и организаций, которые собираются перейти на упрощенную систему налогообложения. Также изменения касаются порядка перерегистрации юридических лиц.

3 декабря 2002 года вступил в силу Федеральный закон «О государственных и муниципальных предприятиях». В новом Законе определено, что унитарным считается коммерческое предприятие, все имущество которого находится в собственности Российской Федерации, региона или муниципального образования. До 3 декабря 2002 года унитарные предприятия могли учреждать дочерние организации. Новый Закон им это запрещает. Более того, до 3 июня 2003 года унитарные предприятия обязаны реорганизоваться, присоединив к себе всех «дочек». В результате все права и обязанности дочерних организаций переходят к основному унитарному предприятию. Эту операцию оформляют передаточным актом. Данный акт утверждает собственник имущества унитарного предприятия. Кроме того, он утверждает устав предприятия, которое образовалось в результате реорганизации, а также назначает его руководителя.

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» опубликован в приложении «Официальные документы» к газете «Учет, налоги, право» № 46, 2002.

Госкомстат России 27 ноября 2002 года утвердил коэффициенты, с помощью которых бюджетные учреждения должны переоценить свои основные средства и нематериальные активы. Напомним, сделать это бюджетные учреждения обязаны по решению Правительства РФ от 15 ноября 2002 г. № 1611-р. Имущество следует переоценить по состоянию на 1 января 2003 года. Результаты переоценки придется отразить в бухгалтерской отчетности за первое полугодие 2003 года.

Пример

По состоянию на 1 января 2003 года на балансе государственного вуза числится нематериальный актив – право на электронную базу данных. Эта база была создана в 1997 году, ее стоимость составляет 100000 руб.

Для нематериальных активов, созданных или купленных в 1997 году, Госкомстат России установил коэффициент переоценки – 2,65.

Таким образом, переоцененная стоимость права на базу данных составит:

100000 руб. × 2,65 = 265000 руб.

Коэффициенты, применяемые для переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений, опубликованы в приложении «Официальные документы» к газете «Учет, налоги, право» № 46, 2002.

МНС России утвердило форму Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, которые с 1 января 2003 года будут применять упрощенную систему налогообложения. Книга состоит из трех разделов.

В первом налогоплательщики, применяющие упрощенную систему, будут записывать свои хозяйственные операции, а также суммы полученных и истраченных при этом средств. Напомним, что по вашему выбору облагаемая база по единому налогу может быть равна как сумме полученных доходов, так и разнице между доходами и расходами. В первом случае единый налог рассчитывают по ставке 6 процентов, а во втором – 15 процентов. Поэтому расходы в книге должны указывать лишь те организации и предприниматели, которые уплачивают единый налог с доходов, уменьшенных на эти расходы.

Во втором разделе следует приводить расчет затрат на приобретение основных средств. Как их рассчитать, сказано в пункте 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Отметим, что стоимость тех основных средств, которые вы купите после перехода на «упрощенку», можно списать на расходы сразу после ввода в эксплуатацию. И наконец, в третьем разделе книги необходимо делать расчет налоговой базы по единому налогу.

Форму Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденные приказом МНС России от 28 октября 2002 г. № БГ-3-22/606, вы найдете в приложении «Официальные документы» к газете «Учет, налоги, право» № 46, 2002.

Кроме того, МНС России разъяснило, как правильно заполнить форму № Р17001 «Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц"». Данная форма была утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439. Как известно, ее обязаны представить в налоговые органы все организации, которые были созданы до 1 июля 2002 года. Именно в этот день вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Обратите внимание: сообщение, составленное по форме № Р17001, должен подписать и отнести в налоговую инспекцию руководитель организации, один из ее учредителей – физических лиц или другой человек, у которого есть соответствующая доверенность. Впрочем, организация вправе отправить сообщение и по почте. Сделать это необходимо до 1 января 2003 года.

Методические разъяснения по порядку заполнения формы № Р17001 «Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц"», утвержденные приказом МНС России от 15 октября 2002 г. № БГ-3-09/572, опубликованы в приложении «Официальные документы» к газете «Учет, налоги, право» № 45, 2002.

Журнал "Главбух" №24/2002

У НАС В ГОСТЯХ

Начальник отдела совершенствования законодательства о косвенных налогах МНС России Диков Александр Олегович.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В УЧЕТЕ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ

Унитарным предприятиям запретили учреждать дочерние организации. Утверждены коэффициенты для переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных организаций. Появилась новая форма Книги учета доходов и расходов для тех, кто работает по «упрощенке». МНС России разъяснило, как заполнять форму «Сообщение сведений о юридическом лице».

МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕТА

Организация улучшает арендованное имущество. Как учесть затраты?

Н.Н. Шишкоедова

Арендовав помещение, организация, как правило, «приспосабливает» его для себя – например, ремонтирует его, проводит интернет, телефонную линию, устанавливает кондиционеры... Все это называется улучшениями. В этой статье читайте, как расходы на них отразить в бухгалтерском и налоговом учете.

Учет расходов на маркетинг

С.В. Собашников

Маркетинговые мероприятия необходимы для того, чтобы понять, как рынок отреагирует на предложение предприятия, что нужно сделать для повышения сбыта продукции... Но такие мероприятия стоят денег, и порой немалых. Как маркетинговые затраты отразить в учете и как они влияют на налогообложение?

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Упрощенная система налогообложения: доходы и расходы в «переходный» период

А.А. Барышникова

Применять «упрощенку» с 1 января 2003 года надо будет по новым правилам, установленным главой 26.2 Налогового кодекса РФ. Но, переходя на упрощенную систему, нужно грамотно завершить расчеты по налогам, исчисляемым по-старому. Как это делать, рассказывает данная статья.

Уплата налогов с материальной выгоды сотрудников

Д.М. Лубоцкий

В этой статье вы найдете ответы на те актуальные вопросы, которые обычно возникают у бухгалтеров при определении материальной выгоды и при исчислении налогов с нее. Главные из них – какие выплаты сотруднику считать его материальной выгодой, как рассчитать ее размер и когда с нее нужно уплатить налоги.

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

Налоговый учет расходов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание

Л.И. Куликова

Выдавая гарантии на свою продукцию, предприятие обязуется в течение определенного срока обслуживать покупателя, устранять недостатки или даже заменять неисправные товары. Это показывает стремление выпускать действительно качественные товары и, следовательно, привлекает покупателей. Как вести налоговый учет расходов на гарантийный ремонт и обслуживание.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Как взыскать убытки с налоговой инспекции?

А.В. Палеев

В этой статье мы расскажем, как можно взыскать судебные издержки с налоговой инспекции, если она проиграла дело. Также вы узнаете, можно ли потребовать, чтобы налоговая инспекция возместила не только адвокатские гонорары, но и убытки, которые понесла организация из-за неправомерных действий налоговиков.

С какого числа нужно платить новые налоги?

А.М. Бурцева

Новые налоги вводятся законами, утвержденными Думой и подписанными Президентом РФ. С какого момента эти законы вступают в силу и когда нужно их применять – исчислять и уплачивать налоги? Об этом читайте в нашей статье.

НАЛОГОВЫЙ СПОР ПРЕДПРИЯТИЯ

Городская администрация перечислила организации деньги за заказ на проведение технической экспертизы. Полученную сумму организация отразила в учете как целевое бюджетное финансирование и не начислила НДС и налог на пользователей автомобильных дорог. За это налоговики оштрафовали организацию. Она не согласилась с решением налоговой инспекции и обратилась в суд. Каким было его решение?

АНАЛИЗ ОШИБОК

Организация безвозмездно передала муниципальному предприятию грузовик. При этом сумму «входного» НДС по данному автомобилю бухгалтер не восстановил, и получилась недоплата по налогу на добавленную стоимость. Что нужно сделать, чтобы исправить ошибку?

ФОРМЫ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ

Эту новую форму 4-ФСС РФ утвердил своим приказом Фонд социального страхования РФ. Ее должны будут заполнять все организации и сдавать в налоговую инспекцию и в Фонд социального страхования начиная с отчетности за I квартал 2003 года. В статье мы представляем вам новую форму и рассказываем, как ее нужно заполнять.

Журнал «Главбух» открыл новую рубрику, посвященную управленческому учету.

Тема управленческого учета в настоящее время является одной из самых дискуссионных в теории и практике управления в России. Объясняется это прежде всего тем, что нет ясности в самом объекте управленческого учета.

Управленческий учет – это отдельный вид учета, который никак не связан с налоговым и бухгалтерским. В принципе в управленческом учете фиксируется все то же, что и в бухгалтерском и налоговом, но только в другой форме – более доступной для человека, не знакомого с проводками и регистрами налогового учета. Например, для руководителя предприятия. Ведь он не знает принципов и законов бухгалтерии, не умеет «читать» баланс. Но он хочет получить ясную информацию о том, как соотносятся доходы, получаемые его предприятием, и расходы. Иначе говоря, грамотный руководитель хочет видеть, сколько заработано и сколько затрачено, то есть каков размер чистой прибыли.

Что дает управленческий учет и для чего он нужен? Он показывает, по средствам ли живет предприятие, сколько оно зарабатывает и сколько тратит. На основе данных управленческого учета организация планирует свою дальнейшую работу, вырабатывает стратегию сбыта и производства, намечает возможные способы экономии (сокращения расходов), оптимизации финансовых результатов работы предприятия и законного снижения налогов.

В управленческом учете фиксируется:

  • расходы на приобретение материалов и сырья для производства,
  • затраты на зарплату работников,
  • сколько потрачено на выплату командировочных,
  • расходы на хозяйственные нужды – например, на покупку и ремонт мебели, на приобретение канцелярских товаров, на бумагу для принтера, на оргтехнику,
  • затраты на ремонт оборудования, станков, автомобилей (если они есть на балансе предприятия),
  • доходы от продажи продукции,
  • поступления не в денежном виде, например новое имущество, переданное должниками в счет погашения долга, ценные бумаги, полученные в процессе обмена, всяческие ценности, подаренные учредителями или просто спонсорами...

Чаще всего управленческим учетом на предприятиях занимаются сами бухгалтеры. Даже в крупных компаниях, где наладить управленческий учет обычно поручают финансовым или экономическим директорам, львиная доля работы все равно достается бухгалтерии.

Ведущий российский журнал по бухгалтерскому учету «Главбух» в декабре этого года ввел новый раздел, посвященный управленческому учету.

По словам главного редактора журнала «Главбух», Армена Оганесова, ее появление обусловлено, с одной стороны, интересом к управленческому учету со стороны руководителей и финансовых менеджеров предприятий, составляющих значительную часть аудитории журнала. С другой стороны, сами бухгалтеры, которым достается большая часть работы по управленческому учету, практически завалили редакцию вопросами о том, как им эффективнее управляться с резко возросшими информационными запросами руководства.

В ближайших номерах журнала будут рассмотрены такие актуальные вопросы управленческого учета, как:

  • Распределение затрат, которые оказывают услуги.
  • Виды (классификация) затрат (прямые и косвенные, постоянные и переменные и т.д.)
  • Оценка материалов по учетным ценам.
  • Планирование затрат (бюджетирование).
  • Плановая себестоимость или стандарт-кост (счет 40 «Готовая продукция»).
  • Распределение прямых расходов по центрам ответственности (прибыли и т. п.).
  • Трансфертное ценообразование.
  • Оценка активов по восстановительной стоимости.