О креативных вирусах в окопах информационной войны

Назад

Санкции Россию никак не порвут, в прямые столкновения «партнёры» после сирийской демонстрации нашей мощи вступить решатся вряд ли, остаётся сосредоточиться на противостоянии в информационном поле. Имеются в виду не столько действия по достижению превосходства нанесением ущерба данным оппонента, сколько влияние на граждан враждебной страны, распространением изготовленных или тщательно отобранных сообщений и подавлением контрвоздействий. Центральные телеканалы РФ отпадают, их наше «тоталитарное» государство превратило в «зомбоящик», остаётся мекка и «своя площадка» креативного класса — Интернет.

«Всемирная паутина» позволяет вовлечь в процессы обсуждения и осуждения «злочинной влады» максимальное количество участников, сведения которым подаются весьма «отшлифованными» и под нужным углом.

Что характерно, в одной из главных стран, ведущих против РФ и ей лидера информационную диверсионную работу, — Великобритании, «на голубом глазу» проходят дискуссии, не миф ли то, чем они занимаются. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Одна из целей ведущейся Западом антироссийской кампании — наложить руку на русскоязычный Интернет, число пользователей которого в России за прошлый год увеличилось до 84-х миллионов. Столь впечатляющий рост сетевой аудитории обусловлен, в первую очередь, активным использованием мобильных устройств: три процента в плюс. На Западе почему-то уверены, что это — результат «бегства» населения от «прокремлёвского зомбоящика» и непопулярность «умного телевидения», хотя, скорей всего, в этом росте виновен прогресс информационных технологий. ☆★

Как бы то ни было, наши оппоненты предпочитают давить несиловыми или «мягкосиловыми» способами. Атаки на страну и лидеров, берущие в фокус прицела каждого из нас, становятся уже привычными, но даёт ли это понимание их целей, задач, методов? Пусть наскоки поверхностны и абсолютно бездоказательны, зато навязчивый прессинг на сознание каждого пользователя компенсирует эти недостатки исключительной агрессивностью и массированностью. Методика информационных войн — манипулятивно подчинить политическое сознание, и, соответственно, поведение. Их цель — поляризация общества, стимул к ненависти оппонента, столкновению с ним. Или — объединение струек агрессии в поток, направление его против власти.

Один из главных инструментов по степени воздействия и достижения перестройки общества — социальные сети. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Уже более двух лет по числу пользователей в РФ социальные сети — лидеры, на втором месте идут поисковые системы. Так среднесуточная аудитория «ВКонтакте» — 70 миллионов. «Одноклассников» — 50 млн. «Фейсбука», «Твиттера», «Инстаграма», «Моего мира» — меньше, но тоже достаточно. Статистические параметры, показатели и методики измерений популярности разнообразны, потому и данные отличаются. ☆★ Конечно, взгляды специалистов на то, как влияют соцсети на их участников, не тождественны, но, надо признать, что давление их всё же велико.

Цифровые устройства, связанные в системы, соединили, — или, наоборот, разделили, — десятки миллионов россиян, они облегчают дискуссии и дебаты. Потенциал соцсетей для получения данных и реакции на них, а также поддержки кандидата на выборах или, наоборот, свержения правительств беспрецедентен. Они позволяют вербовать в ДАИШ, даже затрагивают аспекты национальной безопасности, такие как сбор, проверка данных в открытом доступе и с открытым кодом, позволяют замерять влияния того или иного действия (человека).

Всемирная сеть и сети (социальные) уже могут воздействовать на политическую диспозицию страны. Для любого Майдана нужно подготовить почву, переведя в виртуальный мир обсуждение насущных проблем, недостатков. Для этого нужно задать тему для обсуждения. Как сделать это? Выбрать из числа имеющихся, преподнеся её в нужной трактовке, или создать сайт, который осуществит нужный вброс. Предмет может быть произвольным: мало ли проблем в любом обществе. Даже любое столкновение двух автомашин и последующее разбирательство правоохранителей можно преподнести под нужным углом. Методички умными дядями уже разработаны.

А после этого — повествование про «зверства (продажность, нужное — подчеркнуть) полицейских» с намёками на жизненную потребность покончить с коррумпированной антинародной властью подхватывают соцсети, одновременно с ними, — порталы посолидней. «Эстафета» передаётся по цепочке вверх. Законодатели, вроде бы, нашли средства противодействия, подправив закон об информационных технологиях и соответственной защите. Компетентными органами получено право закрывать сайты, но это — лишь механизм реагирования, «удар по хвостам». Информация уже достигла пользователя, разнесена в контактных одноклассниках или животворящем журнале.

Проанализировано, что почти две трети новостей извлекаются пытливыми интернетчиками из поисковиков и агрегаторов, а вовсе не через традиционные масс-медиа. Причём, добротность и самоуважение этих самых агрегаторов отличается весьма значительно. Одни честно собирают заметные, горячие (и не очень) новости, другие «выносят в топ» непроверенные сообщения, чьи заголовки не просто кричат, — орут. И нередко, — совсем не о том, о чём речь в заметке. Главное, заставить прочесть её, затем пользователь приучается ходить на этот портал. Где гарантия, что информационные потоки не будут направляться по нужному кому-то руслу?

Но есть претензии и к солидным СМИ. Все понимают, что «продаёт статью» заголовок. ОВИОНТ ИНФОРМ уже поднимал проблему «вывески» заметки, в рассказе о социологическом опросе, где респонденты говорили о том, что они обеспокоены повышением цен. Если бы креативные журналисты и бильд-редакторы дали бы чуть больше простору фантазии, то «шапки» публикаций гласили бы, что россияне панически боятся завтрашнего голода. Наверно, это объяснимо для «Интерфакса», подписавшего «равноправный» договор о сотрудничестве с англосаксонским медиагигантом и яро отстаивающего интеллектуальную собственность «партнёра», но почему этим путём идут другие, более российские масс-медиа?

Во многом из-за клипового мышления: средний интернетчик пробегает глазами менее 20% текста заметки, избегая больших абзацев, с целью — поделиться «прочитанным». Именно на такое сознание и рассчитана работа западных пропагандистов и нашего креативного класса, пытающихся задавать моду в сетях. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Технологии вбросов, «посевов» исследовал эксперт кибербезопасности Игорь Ашманов. Занимается мониторингом информационных угроз его коллега и жена Наталья Касперская. Специалисты знают о стратегии и тактике противников, о нанятых Пентагоном тысячах лейтенантов и солдат войн во всемирной паутине, им известны пути достижения информационного суверенитета, они готовы делиться знаниями. ☆★

Удастся ли справиться с направляемыми умелой рукой антироссийскими информационными потоками? Действительно ли все социальные сети, работающие в РФ, захвачены несистемной оппозицией и её последователями? Может быть, но не всё так плохо. По крайней мере, «Одноклассники» опровергают утверждение, что свободолюбивый Интернет побеждает тоталитарный «зомбоящик». Там подписчиков у государственно-телевизионной группы «Вести.RU» почти полмиллиона, втрое больше чем у неполживого «Дождя». Наверное, сожаления о навсегда «выключенных мозгах» российских пользователей паутины всё же несколько преувеличены.