Привычные поиски российских недостатков опять увенчались успехом. У нас не хватает технологической, логистической и юридической базы для… обеспечения экспорта нашего мяса. Точнее, свинины и курятины. В других сферах, конечно, к программе импортозамещения есть претензии, а тут — новые головные боли: экспортоналаживание и захват зарубежных торговых площадок. Можно, конечно, говорить о неповоротливости системы, неспособной на системные ходы, но ведь каким-то образом удалось решить часть «продовольственной программы» и готовиться к захвату части рынка не только вооружений, но и продовольствия.
Причём, никто не собирается поднимать на щит девиз: «не доедим, но вывезем». Его автором был глава российского Минфина при Александре III Иван Вышнеградский, а вовсе не «кровавый» Сталин, который, как считают некоторые, устроил украинцам «голодомор».
Пока Россия прорабатывает вопрос, как продавать свинину, в сопредельном государстве — дефицит сала. Может быть, это — ещё одна причина нерушимой украинско-турецкой дружбы? В период предыдущего «сотрудничества» османы, следующие Корану, из еды не забирали у оккупированных «салоедов» только «нечистых» поросят. К счастью, корейцам и китайцам употреблять этот продукт традиции не запрещают. И после проверок двери рынков этих стран будут открыты.
Первая цель на рынке продаж для отечественной мясной отрасли — Закавказье. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Ростовский «Тавр» уже приступил к поставкам в Армению и к поиску новых покупателей в регионе. Не мудрено, ведь экспорт с Украины по ряду причин был заметно сокращён. Это — возможность дать соседям построить «экономику без России» и поддержать отечественного мясного производителя, практически полностью насытившего внутренней рынок собственной продукцией. А какие-то три года назад экономисты рассматривали риски, способные «убить» свиноводство. Теперь мы готовимся поставлять мясо в Египет, Иорданию, Ирак, Иран. Для этого осваиваются халяльные технологии для клентов-мусульман. ☆★ Но в борьбе за иностранные «подиумы» сбыта мяса придётся приготовиться к серьёзной конкуренции с латиноамериканскими производителями.
Для мясной и зерновой атак на азиатские рынки сбыта нужна интенсивная работа, убеждён вице-премьер Дворкович. Главная цель сейчас — сертификация предприятий РФ, получение необходимых разрешений. В течение года власти намереваются завершить эти процедуры. Интерес к поставкам российского мяса проявили многие страны, но эти торговые площадки предстоит брать с боем. А ведь совсем недавно Россельхознадзор переживал из-за того, что партнёры не готовы увеличить поставки продуктов из-за разногласий по ценам. Да, нас долго приучали есть импортное мясо: чтобы поставить всё на ноги, нужен был гром. Или кто-то услышал его раньше, ещё до удара молнии?
Как ни крути, кроме товара нужны и «дружественные» рынки, необходим маркетинг сбыта. С первой компонентой — всё нормально. Более того, «путинская искра, разжегшая российский свиной бум» заставила призадуматься даже американцев. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Ещё недавно РФ импортировала мясо, к 2016 году положение изменилось. Так,Ю экспорт свинины из России уже в 2013 году увеличился почти в пять раз. Взрывной рост экспорта свинины в последние 3 года подорвал мировой рынок мясопродуктов. Но вывоз будет продолжаться. В том числе, и из-за ограниченности спроса внутри нашей страны. ☆★
Цель — нарастить поставки мяса в КНР до 100 000 тонн. Для этого нужно пройти положенные санитарно-бюрократические процедуры: принять на предприятиях отрасли экспертов, визит которых запланирован на апрель. Если всё пройдёт нормально, партнёры вложат в первый агропарк $150 млн. Мясной экспорт нужно наращивать, особенно учитывая то, что за столь малый срок мы не только обеспечили импортозамещение в птице- и свиноводстве, за 4 года валовый объём мясного импорта сократился вдвое, самообеспеченность мясом в 2015-м достигла 88,7% (картофелем превысила 97%). Эти показатели выше целевых индикаторов госпрограммы.
Кроме того, цель крупных российских агрохолдингов — отнюдь не только импортозамещение, они нацелены на производство таких объёмов, которые внутреннему рынку «не переварить». Но где же маркетинг сбыта? И есть ли резон наращивания инвестиций в свиноводство, что планируют производители, если торговые площадки для продажи пока не подготовлены, внешние рынки не открыты, а внутренний спрос падает? Последнее сказывается на финансовом положении производителей, чьи мощности недозагружены? Приходится сокращать производство, рабочие места. Экспорт должен стать спасением, но за рынки необходимо биться.
Хочется верить, что программы развития скотоводства учитывают всё это. Правда, есть и плюс — снижение курса рубля, что подогревает интерес в мире к нашей мясной продукции. А потому перспектива — за внешними рынками. Самые многообещающие — Юго-Восточная Азия. Гонконг, Корея, Филиппины, возможно, Вьетнам. Но в первую очередь, — Китай, крупнейший мировой потребитель мяса поросят, без которого невозможна традиционная кухня страны. В среднем гражданин Поднебесной ежегодно потребляет 39 кг свинины. Но, несмотря на колоссальный объём производства этого мяса в Поднебесной, полностью обеспечивать спрос КНР не может, в том числе и из-за экологических проблем. И Россия готова спасти КНР, да и весь мир от грядущего «свиного дефицита».
Но перепроизводство мяса сейчас существует во многих странах: Аргентине, Бразилии, Испании. К тому же, в первых двух также ослабилась национальная валюта. И, хотя положение отечественных производителей в рейтинге мировых экспортёров мяса растёт от месяца к месяцу, чтобы сломить невесёлую «малоэкспортную» традицию, — по итогам прошлого года, доля российских производителей мяса в глобальном вывозе — капля в море, — торгово-закупочным менеджерам нужно менять подход. Ведь до этого поставки мяса шли в нашу страну, теперь же наш производитель мечтает завоевать глобальные торговые площадки.
Перспективы нового рыночного сегмента находятся в прямой зависимости от активных усилий властей и экспертов. Важно построить экспортную инфраструктуру, проникать туда, где нас ждут, пробиваться туда, где нет. Освоение внешних рынков — непростая задача: необходимо решить массу вопросов по организации и сертификации хладобоен, объединению работников отрасли в союзы, продвижению стандартов производства. И времени у россиян на это немного. Необходимы долговременная стратегия, административный ресурс, существенные инвестиции.
А, кроме того, для успеха в завоевании рынков, тем более, долгосрочно-перспективных, России стоит задуматься о целесообразности членства в ВТО, убеждён глава «Мираторга», одной из ведущих отечественных компаний отрасли, Виктор Линник. Наши фирмы, в отличие от западных, лишены экспортных субсидий при поставках сельхозтоваров. Они не получили никаких привилегий, обложены высокими пошлинами, заставляющими забыть о рынках ЕС. В то же время, торговые площадки России были открыты при вступлении в Организацию, что фактически закрепило положение РФ как сырьевого придатка и платформы для сбыта импорта. Эту ситуацию надо менять. И чем быстрее, тем лучше.