"Мосэнерго" на Москву не делится

Назад

Источник: ''Бюро правовой информации''Максим Логвинов

Рассмотрение пакета законопроектов по реформированию РАО "ЕЭС" во втором чтении намечено на 18 декабря. Однако, похоже, в преддверие голосования разногласий между исполнительной и законодательной властью по принципиальным положениям представленных документов стало еще больше, чем было в октябре, когда пакет принимался в первом чтении. Как заявил корреспонденту БПИ председатель думского комитета по энергетике, транспорту и связи Владимир Катренко, "если Дума не рассмотрит их, как намечалось, 18 декабря, то вполне возможно, это придется делать уже новому составу нижней палаты". Единственной гарантией успеха может быть реализация договоренностей между руководством РАО и Москвы и переделе пакета "Мосэнерго". Между тем, сделать это будет не просто.

В первом чтении пакет законопроектов по реформированию электроэнергетики Госдума одобрила 9 октября. Как признался господин Катренко, "прохождение пакета документов по реформированию РАО было весьма нервозным".

Для принятия внесенных правительством законопроектов необходимо было набрать не менее 226 голосов. Изначально определенно в поддержку реформы высказывались фракции "Единство", руководство которой все лето активно работало с представителями правительства и РАО "ЕЭС" в согласительной комиссии, и СПС, где одним из сопредседателей политсовета является глава РАО Анатолий Чубайс. Практически в последний момент к ним присоединилась фракция ЛДПР. В сумме это давало всего 128 депутатов. Голоса же членов еще двух центристских групп - "Народный депутат" и "Регионы России" - грозили разделиться. Гарантированно "за" энергопакет могли проголосовать 50-60 депутатов этих объединений.

Но самое неприятное для правительства и энергетиков заключалось в том, что намерение проголосовать консолидировано против предложенного правительством варианта реформирования электроэнергетики высказывала фракция ОВР, а это были как раз те 50 депутатов, без которых голосование успешным быть не могло. Изначально категорически против "прочубайсовской" реформы были коммунисты и примкнувшие к ним аграрии. До самого последнего момента не желали определенно высказываться по данному вопросу депутаты "Яблока", однако в их негативном отношении к реформе никто не сомневался.

В преддверии голосования, в понедельник, 7 октября, мэр Москвы Юрий Лужков при посредничестве руководителя администрации президента Александра Волошина встретился с министром экономического развития и торговли Германом Грефом и председателем правления РАО "ЕЭС" Анатолием Чубайсом. По информации Минэкономразвития, была достигнута предварительная договоренность о том, что московское правительство в ходе реструктуризации "Мосэнерго" увеличит свою долю в сетевой и сбытовой компаниях. Это будет происходить путем включения части собственности Москвы в активы создаваемых энергокомпаний. Как пояснил корреспонденту БПИ заместитель председателя правления РАО "ЕЭС России" Яков Уринсон, "договор был следующим: надо создать общую сетевую компанию, в которую часть собственности внесет РАО, а часть - правительство Москвы. Далее будет происходить независимая оценка внесенного имущества и доли акций вновь созданной компании распределяться между "Мосэнерго" и РАО, пропорционально стоимости имущества, которое они внесли".

Помимо заключения договоренности с руководством столицы, прямо перед голосованием, 8 октября, Герман Греф провел встречу с членами фракции ОВР. Результатом данных переговоров стало диаметральное изменение позиции депутатов: фракция поддержала в первом чтении пакет по реформированию электроэнергетики. Своеобразной оценкой достигнутых с РАО договоренностей и изменения позиции фракции ОВР можно считать слова мэра Лужкова, сказанные им в эфире телерадиокомпании ТВЦ: "Если это победа Чубайса, то мы готовы терпеть такие поражения хоть каждый день".

На вопрос о позиции овээровцев до голосования и конечных его результатах зампредседателя правления РАО "ЕЭС России" Андрей Раппопорт откровенно сказал, что фракция ОВР торговалась. Иными словами, исполнительной власти и менеджменту РАО пришлось пойти на сделку, чтобы обеспечить прохождение пакета законопроектов в первом чтении.

Смысл договоренностей удалось реконструировать лишь частично, так как каждая из сторон интерпретирует их в свою пользу. Концептуальным подходом, от которого правительство в ходе реорганизации не намерено было отходить, являлось пропорциональное распределение активов создаваемых при реорганизации энергохолдинга компаний. Правительство же Москвы намечает получить больше, чем им причитается в соответствие с сегодняшней долей активов в РАО и "Мосэнерго". Договор менеджмента РАО и руководства Москвы об особом порядке реструктуризации столичной энергокомпании, заключенный в обход других акционеров, фактически не имеет никакой юридической силы.

Если обратиться к отчетам "Мосэнерго" для ФКЦБ, то из них следует, что департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы владеет 2,95% акций предприятия. Между тем, по словам Раппопорта, миноритарными акционерами "Мосэнерго", помимо руководства столицы, являются ряд немецких компаний, номинальным держателем части акций также выступает "Бэнк оф Нью-Йорк". В совокупности, по данным той же ФКЦБ, нерезиденты владеют в общей сложности 28,0% акций энергокомпании, что значительно превышает долю столичных властей. Если абстрагироваться от того, в каком виде и на каких условиях заключен договор между руководством Москвы и РАО ЕЭС, и обратиться к механизму реализации достигнутых договоренностей, то возникает несколько путей, следуя которым можно увеличить долю собственности правительства столицы.

Во-первых, РАО "ЕЭС России" владеет 50,87% акций "Мосэнерго", и часть этого актива они могли бы, следуя договоренности, передать в управление правительству Москвы. Однако, как заявил корреспонденту БПИ начальник аналитического отдела инвестиционного фонда Hermitage Capital Managment Вадим Клейнер, "договора, которые заключает менеджмент РАО, фактически торгуя активами акционеров, вызывают естественное возмущение у акционеров. Мы против всех этих планов". По его словам, "единственный способ цивилизованного разделения монополии, который существует - это пропорциональное или зеркальное разделение. Никаких других нет". Представитель Hermitage Capital Management, который является миноритарным акционером как "Мосэнерго", так и РАО "ЕЭС", заявил, что уменьшение доли энергохолдинга в "Мосэнерго" негативно скажется на всех акционерах. В любом случае, данное решение должно будет приниматься на собрании акционеров.

Второй вариант перераспределения активов представляется еще менее перспективным: уменьшение доли собственности других миноритарных акционеров "Мосэнерго". Как заявил корреспонденту БПИ специалист одной из ведущих рейтинговых компаний, позиции миноритариев в энергокомпании очень сильны, и перспектива ущемления их интересов весьма призрачна. "Договор владельца контрольного пакета акций "Мосэнерго" (имеется в виду РАО "ЕЭС", - БПИ) с миноритарным акционером (правительство Москвы, - БПИ), не имеет фактической юридической силы, так как он будет ущемлять права других акционеров. Законодательством предусмотрен определенный порядок перераспределения собственности в акционерном обществе, который подразумевает одобрение совета директоров, проведение оценки активов и т.д. ", - заявил он. Помимо этого, как отметил в интервью корреспонденту БПИ Раппопорт: "нас не в меньшей степени волнуют миноритарные акционеры "Мосэнерго" помимо правительства Москвы, у которого пакет минимальный. Другие акционеры могут реально голосовать против перераспределения акций". Помимо этого встает концептуальный вопрос цели проведения реформы - это создание свободного рынка электроэнергии, конкурентоспособного генерирующего, передающего и сбытового секторов, и как результат - привлечение инвестиций в отрасль. Но вряд ли стоит рассчитывать на привлечение капиталов, если нарушаются права миноритариев. "Одна из целей преобразования отрасли заключается в привлечении инвестиций, при этом нарушать права существующих инвесторов не является правильным, если хочешь привлечь новых", - заявил корреспонденту БПИ Клейнер.

Третий способ озвучил Андрей Раппопорт. "Мы при разделении "Мосэнерго" не можем механически увеличить долю собственности правительства Москвы. Если правительство Москвы захочет выкупить какие-то акции, оно имеет право, как и все остальные, купить их на рынке, где они свободно торгуются, - пояснил зампред РАО. - Если же они захотят внести какое-либо имущество, о возможности чего как раз и была предварительная договоренность, значит, другие акционеры смогут оценить то имущество, которое правительство Москвы предлагает внести и, исходя из этого, уже принимать решение об увеличении доли собственности правительства Москвы в "Мосэнерго". Мы здесь открыты".

Однако этот вариант тоже вызывает много вопросов у миноритариев. По словам Клейнера: "Правительство Москвы в "Мосэнерго" пока ничего не вкладывало. Насколько мне известно, речь идет о том, чтобы внести некоторые активы, которые правительство Москвы имеет. Но опять-таки я с крайним подозрением отношусь к этой идее, потому что правительство Москвы может вносить бесконечное количество активов, начиная от каких-то энергетических активов, и кончая зданиями, землей, наконец, воздухом в Москве и т.д. Здесь должна быть какая-то разумная грань - что можно вносить, а чего нельзя вносить. Но в любом случае именно акционеры должны принимать по этому поводу решение". Возникает еще один вопрос: до какого уровня хочет довести свою долю правительство Москвы в "Мосэнерго"? Увеличение с существующих 2,5% до 3% ничего не решит. Соответственно следует ожидать интереса руководства Москвы в отношении как минимум 10%, имея которые можно созывать внеочередное собрание акционеров компании.

Существует еще один способ увеличения доли правительства Москвы в "Мосэнерго". Наиболее вероятным его считает первый заместитель генерального директора по корпоративной политике и управлению собственностью АО "Мосэнерго" Дмитрий Васильев. Он полагает, что перераспределение собственности будет проводиться путем допэмиссии акций "Мосэнерго", и таким образом доля руководства столицы в компании будет доведена до контрольного пакета акций в сетевой компании.

На фоне достаточно настороженной позиции миноритариев, перераспределение долей собственности в "Мосэнерго" может носить весьма затяжной характер. Даже при росте капитализации компании, и соответственном увеличении стоимости доли каждого акционера, пакеты акций уже существующих акционеров будут размываться. Это снизит возможности миноритариев влиять на решения, принимаемые в энергокомпании. Но как заявил нам представитель одного из миноритарных акционеров на вопрос, пойдут ли они на переоценку имущества в "Мосэнерго": "К сожалению, у правительства Москвы, как и у всех прочих государственных структур, существует огромное количество вариантов, чтобы пытаться внести что-либо в уставные капиталы создаваемых компаний". Правда, в "Мосэнерго" нерезидентами может быть сформирован консолидированный пакет акций, блокирующий любые, не выгодные им решения, и тогда применение административного ресурса в их отношении окажется малоэффективным

Оригинальная версия статьи