Источник: ''Бюро правовой информации''
В последнее время часто возникали споры между владельцами земельных участков, на которых еще не закончено индивидуальное жилищное строительство, и налоговыми органами по поводу ставок подлежащего уплате земельного налога. Дело в том, что до 2001 года владельцы земельных участков, предоставленных им для индивидуального жилищного строительства, платили пониженную налоговую ставку в размере 3 процентов, установленных для оплаты такого налога. Такое право застройщикам было предоставлено в соответствии со статьей 8 Закона РФ "О плате за землю", причем, реализовать его можно было независимо от того, окончено строительство на их земельном участке или нет.
Однако с таким положением вещей не согласилось Министерство по налогам и сборам, и 27 апреля 2001 года направило в нижестоящие налоговые органы письмо, "разъясняющее" правила применения этой льготы. В частности, по мнению МНС, применение льготных ставок земельного налога на земли, предоставленные гражданам и организациям для строительства жилья в период осуществления строительства, до ввода этого жилья в эксплуатацию законодательством не предусмотрено, следовательно, налог в это время должен взиматься по полным ставкам, установленным для данной территории и населенного пункта. Таким образом, МНС самостоятельно изменило трактовку закона.
Через год, 23 апреля текущего года, МНС отменило указанное выше письмо. Но, несмотря на это, вплоть до недавнего времени налоговые органы направляли гражданам уведомления об уплате этого налога по полным ставкам, в результате чего сумма платежей в некоторых случаях достигала 22 тысяч рублей в год.
В связи с создавшимся положением в суды поступало огромное количество жалоб от плательщиков этого налога, однако судебные решения выносились, в основном, в пользу налоговых органов.
Перелом в этой истории произошел в ноябре этого года, когда представители Центра правового обеспечения природопользования - специализированной юридической компании в сфере экологии П. Щекочихина, оспорившего практику применения налоговыми органами ст.8 закона "О плате за землю".
Основным аргументом налоговиков в пользу применения к участку с незавершенным строительством полной ставки налога являлось наличие не введенного в эксплуатацию дома, что не позволяло, по их мнению, отнести данный земельный участок к землям, занятым жилищным фондом, и, следовательно, применить к нему 3 процентную льготу.
Основным аргументом представителей Центра правового обеспечения природопользования стала статья 15 закона "О плате за землю", согласно которой основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком, а никак не свидетельство о праве собственности или иной правоустанавливающий документ на построенный объект. Таким образом, по мнению Центра правового обеспечения природопользования, Закон прямо не связывает право на льготу со сроками сдачи дома в эксплуатацию. Кроме того, учитывая положения статьи 3 НК РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков.
Заслушав доводы сторон, суд признал требования налоговых органов в этой ситуации незаконными. Таким образом, данное решение может стать неплохим прецедентом при разрешении подобных дел.