Новая схема для бизнеса

Назад

Источник: газета ''КоммерсантЪ'', 212 от 22.11.02Андрей Шерман

Электронный бизнес в Европе...

Недавно аналитическое агентство Forrester Research опубликовало результаты своего исследования "Будущее европейской онлайновой b2b-торговли", результаты которого если не по цифрам, то по общему смыслу схожи с выводами Aberdeen Group. Так, по данным Forrester, в прошлом году оборот электронной торговли между предприятиями Европейского союза составил менее 1% от всех сделок. Что, впрочем, не помешало аналитикам прогнозировать бурное развитие этого рынка. Они считают, что в 2006 году доля электронных трансакций возрастет до 22%, а их суммарный объем увеличится до 2,2 трлн евро. Объемы электронной торговли в станкостроении, транспортном машиностроении, металлургии, энергетике и коммунальном хозяйстве в период с 2003 по 2004 год должны удвоиться, а доля проданного через Интернет электрооборудования возрастет с сегодняшних 4,3 до 11,7%. В 2005 году подтянутся традиционно консервативные отрасли - пищевая и легкая промышленность: так, объемы электронной b2b-торговли продуктами питания с 2004 по 2006 год утроятся, достигнув 1,3 трлн евро. Темпы роста в разных европейских странах будут существенно отличаться. В Швеции и Дании, например, где инвестиции в ИТ более чем в полтора раза превышают среднеевропейский уровень, уже в 2004 году в онлайне будет проводиться 17% всех b2b-сделок. А вот в Италии и Испании, где уровень расходов на ИТ примерно вдвое ниже, чем в среднем по Европе, электронная торговля между предприятиями будет развиваться медленно. В 2003 году в онлайне здесь будет совершаться лишь 2,2% сделок. А греческим и португальским компаниям эксперты Forrester настоятельно рекомендуют резко увеличить инвестиции в информационные технологии, иначе эти страны рискуют остаться на задворках электронной деловой Европы.

...и в России

А что же Россия? Казалось бы, российские предприятия не должны дать греческим и португальским бизнесменам почувствовать себя совсем уж ущербными в плане электронного ведения бизнеса. Однако в опубликованном на прошлой неделе докладе комиссии ООН по торговле и развитию (UNCTAD) "Электронная коммерция и развитие - 2002" ситуация на российском рынке b2b характеризуется как благоприятная. Особо отмечается появление большого числа электронных торговых площадок в России. А в качестве факторов, способствующих динамичному развитию этого направления, эксперты UNCTAD указывают высокий общеобразовательный уровень российского населения и почему-то популярность некоммерческого программного обеспечения для открытой платформы Linux, использование которой позволяет начинающим компаниям значительно снизить затраты.

Возможно, насчет особой популярности Linux, экспертов UNCTAD не совсем верно информировали, а вот что касается появления большого числа электронных b2b-площадок - все верно. По данным российской исследовательской компании I. B. Partners, менее чем за год число торгово-информационных ресурсов категории b2b в рунете удвоилось и летом 2002 года достигло 111 (на сегодняшний день - 117). Широкий спектр решений для создания таких систем на российском рынке предлагают десятки отечественных и зарубежных компаний. В торговле компьютерным оборудованием и алкоголем, металлургической, нефтехимической и в некоторых других отраслях уже действуют проекты, которыми пользуются большинство крупных участников этих вертикальных рынков. По мнению специалистов I. B. Partners, наметившиеся тенденции позволяют рассчитывать на то, что позитивные прогнозы сбудутся и уже к 2004 году оборот российского рынка Ь2Ь достигнет $5 млрд. Важным фактором, по их мнению, является изменение подхода к построениюb2b-площадок. На первое место выходят вопросы планирования, расчета финансовой эффективности и создания необходимой бизнес-инфраструктуры, что не оставляет места для авантюризма. Кроме того, на российских b2b-площадках началось широкое внедрение платежно-расчетных систем, этого элемента очень не хватало для активного развития межкорпоративной электронной торговли.

Средство для сбивания цен

Потенциальный эффект от использования b2b в России с учетом большой территориальной удаленности контрагентов, длинных цепочек поставщиков и прочей специфики может быть очень высоким. Компаниям, только выходящим на рынок, использование схем электронного бизнеса позволит значительно снизить издержки, а компаниям-"старожилам" - еще и увеличить охват клиентской аудитории. Создание здоровой конкуренции, устранение многочисленных посредников и повышение прозрачности сделок в электронных b2b-схемах могли бы стать хорошими стимулами для развития экономики, причем не только в частном, но и в государственном секторе.

Эти теоретические предположения уже находят подтверждение на практике. Нефтяная компания ЮКОС, например, нынешним летом провела пробные торги в электронной системе снабжения. В ней прошел реальный конкурс на поставку подшипников. По результатам анализа предложений, поступивших через систему, снабженцы ЮКОСа определили победителей по каждому лоту. В результате цена оказалась более чем на 30% ниже среднерыночной. Как утверждают специалисты ЮКОСа, в среднем экономический эффект от использования электронной системы снабжения составит по разным номенклатурным позициям не менее 5-10%.

Аналогичная картина в госсекторе. По оценкам экспертов Минэкономразвития РФ, использование комплексных информационных систем для организации госзакупок позволит сэкономить до 20% бюджетных средств. Подтверждением этому служит опыт Новосибирской области. За первые три месяца проведения электронных тендеров там была получена экономия в 30 млн рублей, а затраты на покупку и внедрение системы окупились уже после вторых торгов. Другой пример - торги по закупке лекарственных средств для лечебных учреждений города Стерлитамака, состоявшиеся месяц назад на электронной площадке "Госзаказ"; в них приняли участие 18 поставщиков из разных регионов России, и организаторам торгов удалось добиться снижения цен на 19%.

Однако целый ряд факторов сдерживает развитие электронной b2b-коммерции в России. Это и непрозрачность бизнеса, и недостаточное развитие телекоммуникационной инфраструктуры в регионах, и нехватка квалифицированных кадров. Одни эксперты главным препятствием считают отсутствие жесткой законодательной базы для электронного бизнеса, другие, напротив, уверены, что действующие сегодня нормы ограничивают возможности развития.