Государство Франчайзинг (часть вторая)

Назад

Часть первая

Франчайзинговые центры в России

РАФ - Российская ассоциация франчайзинга.

РАРФ - Российская ассоциация развития франчайзинга.

РАРМП - Российская ассоциация развития малого предпринимательства.

МФПМП - Московский фонд поддержки малого предпринимательства.

ФЦМБ - Франчайзинговый центр малого бизнеса.

ФФПМП - Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.

ФРНТФ - Фонд развития науки, техники и франчайзинга, СПб.

Мир франчайзинга: от феодала до капитала

Прообраз франчайзинга появился в Средние века, когда знать выкупала у безалаберных правителей право сбора податей, проведения ярмарок, базаров, охоты, строительства и использования дорог. Кстати, franchir в переводе с французского означает "освобождать", а в Великобритании франчайзинг понимали как "передачу от имени короля".

В 40-х годах XIX века в Англии появилась система "связанных домов", используемая пивоварами для увеличения сбыта продукции. Примерно десятью годами позже в США идею франчайзинга запустила компания Singer ("Зингер"), предоставляя другим фирмам на определенной территории исключительные права на продажу и обслуживание своих швейных машин.

Уже в конце XIX - начале XX века подобную систему использовали General Motors, Coca-Cola, Pepsi и 7-UP. Изготовители напитков расширяли свое производство за счет возможностей местных производителей, экономя средства на доставке товара по стране и строительстве новых заводов. Франчайзи вначале разводили концентраты напитков, а потом стали лидерами местных розничных продаж. После Великой депрессии к франчайзингу подключились нефтяники, сдавая в аренду свои бензоколонки. Сегодня в числе мировых франчайзеров Royal Dutch/Shell Group.

В 60-70-х годах прошлого века в Штатах разразилась франчайзинговая революция, открыв франчайзингу путь к 70 областям бизнеса: от авторемонта и пекарен-кондитерских до картинных галерей и оздоровительных центров для похудания. Впереди был феномен "Баскин-Роббинса" и "Макдоналдс", перенявшего секрет успеха у мороженщиков. Ждало франчайзинг и огромное количество скандалов и историй с обманутыми инвесторами. В результате появилась Международная ассоциация франчайзинга (МАФ), созданная для наведения порядка в этой сфере предпринимательства.

Доля франчайзинговых компаний превышает 40% общего объема торговли американского рынка. За первые пять лет в США прекращают свое существование 85% обычных компаний и 15% франчайзинговых организаций.

Как говорит (или врет) статистика, первые десять лет появления франчайзинга в стране - это 70% иностранных и 30% местных фирм. Еще через десять лет картина выглядит с точностью до наоборот.

Основными экспортерами франчайзингового бизнеса по всему миру являются США, Канада, Япония, Австралия, лидер Европы Германия, Великобритания и Франция.

Словарь франчайзинга

Франчайзер - правообладатель, передающий свою интеллектуальную собственность в пользование неограниченному числу лиц с правом или без права дальнейшей передачи, оговаривая все условия в специальном договоре. На крупной территории возникает один, реже несколько, мастер-франчайзи (первый пользователь, субфранчайзи, разработчик территории). Он имеет право заключать договор франшизы (прав на эксклюзивное использование марки и технологий головной компании на определенной территории) с другими франчайзи (вторым пользователем), этим правом обычно не обладающим. Мастер-франчайзи, например "Баскин-Роббинс" и Coca-Cola, контролирует определенную территорию с четкими границами ведения бизнеса, которые определяются договором. Франчайзи развивается на определенном пространстве, не опасаясь соперничества со стороны других владельцев этой же франшизы.

Обычно франшиза выдается на определенную территорию для исключения конкуренции между заведениями одной марки. В Москве уже нельзя получить франшизу на Delifrance, KFC, Pizza Hut. Однако международную сеть бутербродных SUBWAY развивают сразу несколько компаний.

Отец российского франчайзинга

Отцом российского франчайзинга, в шутку или всерьез, называют небезызвестного предпринимателя Владимира Довганя. Его небезызвестная "Дока" стала членом МАФ, открыв в 1993 году первое отечественное франчайзинговое кафе "Дока-Пицца" - сеть охватила 1000 точек. Довгань в 1994 году первым в России защитил диссертацию по этой теме: "Франчайзинг - путь к расширению бизнеса". Имидж "Дока-Пиццы" был подорван ухудшением качества товара со стороны недобросовестных франчайзи, и вся технологическая пирамида рухнула.

"Торговый дом Довгань" также пытался работать по схеме франчайзинга, предоставляя производителю комплектующие, упаковку, маркетинговую поддержку, технологию и рецептуру производства.

Сейчас неугомонный бизнесмен заявляет о новой компании "Владимир Довгань", которая будет работать уже по мультифранчайзинговой схеме: ученые + производители + лидеры + франчайзинг-партнеры + потребители = миллионы здоровых и богатых людей. Энтузиаст размножения путем "пучкования" обещает, что с такой формулой стать собственником своего бизнеса можно будет с мизерным стартовым капиталом и без особых рисков. Где-то мы это уже слышали?

Санкт-Петербург

В Санкт-Петербурге по франчайзингу распространялись бренды "Золотой цыпленок", "Петербургеры", "Русская трапеза". Сейчас за дело взялись сеть кофеен "Идеальная чашка" и Интернет-компания eMAX. В регионе работает система франчайзинга таких крупных западных кормильцев, как Pizza Hut, а в Ленинградской области несколько АЗС под маркой "ЛУКойла".

Фабрика "Первомайская заря", выпускающая готовое женское платье, решила с помощью франчайзинга построить свою фирменную торговую сеть по всей России: пока работает шесть магазинов в Петербурге, Ленобласти, Смоленске и Псковской области. В 2002 году ее новые франчайзи появятся в Туле, Перми и Волгограде.

Екатеринбург

В Екатеринбурге наиболее развиты франчайзинговые системы в сфере питания, строительства, услуг по развитию предпринимательства, упаковочном бизнесе (продукты питания и напитки), автозаправок и обслуживания автомобилей, бухгалтерского учета. Классическая франчайзинговая сеть в Екатеринбурге - кафе-мороженое "Баскин-Роббинс". Пока работают четыре кафе, однако в планы фирмы входит расширение сети. В этот проект, по оценкам экспертов, на сегодняшний день уже вложено порядка $500 млн.

Есть в Екатеринбурге и собственные диктаторы мод. Например, компания ЗАО "Арнолэнд" предлагает потенциальным франчайзи приобрести под ключ международный центр-клуб фитнесс-волновой косметологии "Арнолэнд", который помимо традиционных услуг - фитнесса, сауны, солярия, парикмахерских услуг и т.д. - предлагает клиентам запатентованные авторские индивидуальные комплексные программы по уходу за лицом, телом и волосами под той же торговой маркой.

В июле в Екатеринбурге прогремел франчайзинговый скандал: был закрыт ресторан франчайзинга Grillmaster, открывшийся всего год назад. Как объясняют учредители, бренд оказался неэффективен: германская пища пришлась не ко двору. Особенно не повезло свиным ножкам, замороженным и поставляемым из Германии. Для поедания этих ножек весом в 1,5 кг клиенту требовалось несколько часов, а это не соответствует стандартам фаст-фуда. Позже для Grillmaster наладили производство специальных сосисок, колбасок к пиву и копченых свиных ребрышек, ставших весьма популярными. Но через полгода инвесторы поняли, что заведение не оправдывает надежд.

С его уходом монополистом на рынке стала торговая марка "Мак Пик".

Новосибирск

Франчайзинговые системы в Новосибирске связаны преимущественно со сферой услуг. В регионе существует несколько крупных и перспективных франчайзи.

Например, ООО "Новосибирский завод "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" является новосибирским филиалом российской частной компании-бутлера "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия".

Пример франчайзинга российского происхождения - компания F1, являющаяся франчайзи 1С. Надо отметить, что у этой московской фирмы по России более 2 тысяч франчайзи, а в Новосибирске - 15, но F1 самая крупная из них, компания продает около 50 пакетов 1С стоимостью от $70 до $3000, а также занимается установкой и программным обслуживанием - к этому ее обязывает договор с франчайзером. Согласно ему франчайзи также ведут утвержденную брендодержателем политику на местном рынке: например, устанавливается единая цена на продукт в регионе, демпинг и продажа контрафактной продукции - самые страшные грехи, за которые договор франчайзинга расторгается.

Нижний Новгород

Собственные франчайзинговые сети в Нижегородской области отсутствуют. По словам советника заместителя полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергея Зимина, причин этому несколько. Во-первых, близкое соседство с Москвой - нижегородским предприятиям выгоднее самим быть франчайзи. Первые нижегородские франчайзи появились у 1С и сеть кафе-мороженых "Баскин-Роббинс", а за последние два года открылись магазины франчайзи "М-видео", "Обувь 21 века", "Русское бистро". Во-вторых, большинство нижегородских предприятий - машиностроительные и приборостроительные, которым франчайзинг невыгоден: этот бизнес строится на других схемах. И в-третьих, экономическая ситуация в области после нескольких лет простоя, банкротств и отсутствия спроса на продукцию не способствует пока активному экономическому развитию.

В подготовке материалов принимали участие: Андрей Берсенин (Нижний Новгород), Александр Полозов (Екатеринбург), Александр Куприянов (Новосибирск), Константин Зборовский (Санкт-Петербург).

Поистине круг интересов франчзоны огромен: мороженое, фаст-фуд, кафе на колесах, пиццерии, супермаркеты, бутики, специализированные магазины, АЗС, авторемонт, фотопечать, полиграфия, консалтинговые и консультационные службы, видеопрокат, сотовая связь, программное обеспечение бизнеса, школы иностранных языков, салоны здоровья и красоты, гостиничное хозяйство, разработка и строительство функциональных сооружений. Даже франчайзинговые клиники по лечению наркомании. Вызывает сомнения? Возможно. Вот уж где контроль за качеством должен быть

Оригинальная версия статьи