Государство Франчайзинг (часть первая)

Назад

Источник: ''"Карьера'' N 10, Октябрь 2002Елена Карих

Для всех и каждого

Франчайзингом может заниматься предприятие малого, среднего или большого бизнеса. Просто для каждого существуют свои франчайзеры. Одним - финский аналог "Макдоналдс" CARROL'S, Hilton или Pepsi, другим - "Красный куб" или "ЭКОНИКА-Обувь".

В России есть четыре гнездышка франчайзинга: Москва, Санкт-Петербург, Сибирь и южные регионы страны. Туда проникают известные иностранные фирмы и наши крупные компании, в противовес "иноземным оккупантам", создающие общенациональные бренды. Например, "Красный куб" планирует к 2004 году довести количество своих магазинов по всей России до 100. "Феликс" тоже пошел в регионы, а "Шатура" уже давно там обосновалась - 500 франчайзи в 67 субъектах РФ. Как показала практика, за несколько месяцев оборот первого франчайзингового салона "Феликса", открытого в 2001 году в Липецке, вырос в 2,5 раза. По мнению специалистов, получат развитие в регионах сети супермаркетов, таких как "Перекресток" или "Копейка", в которых сочетается большой выбор позиций (800-1500) и политика относительно невысоких цен. В регионах их ждут местные ведущие оптовики с обширными складами, развитой логистикой, которые будут не против скорректировать свою технологию под снабжение дискаунтера.

Правда, в центре не все еще готовы к экспансии в регионы. Например, "РосИнтер" продает право на свою марку только в Москве и Подмосковье, где легче найти надежных партнеров, которые не станут диктовать своих условий и расшатывать общий бизнес. Кстати, практически по этой причине неудачей закончилась попытка петербургской фаст-фуд-системы "Золотой цыпленок" создать в 1997 году свою франчайзинговую сеть. Владельцы марки предлагали франчайзи оборудование и поставку полуфабрикатов, но столкнулись с тем, что владельцы помещений нарушали правила договора, в том числе продавали спиртные напитки, хотя этого и не предусматривала концепция бистро. Небольшие кафе с неустойчивым качеством не выдержали конкуренции с монстрами - "Макдоналдс" и "Кентукки Фрайд Чикен" (KFC), которые гарантируют качество и строго соблюдают правила франчайзинга.

Специфика регионального франчайзинга в отсутствие собственных франчайзеров - почти все сети "привозные". Но это имеет значение для эстетов.

Для просвещения предпринимателей создан франчайзинговый центр малого бизнеса. За консультацией сюда могут прийти как потенциальные франчайзи, так и будущие франчайзеры, желающие развивать свой бизнес. Правда, пока отсутствует единый реестр всех франчайзинговых компаний, работающих в России. "Карьера" провела свое исследование и представляет самый полный список франчайзеров России. Надеемся, он поможет и коммерсантам, и госчиновникам.

Не путайте с яичницей

На какой правовой основе держится эта махина? Специального закона о франчайзинге в России нет. Есть только 54-я глава Гражданского кодекса - "Коммерческая концессия". Кстати, определение, данное концессии в кодексе, совпадает со всеми чертами франчайзинга: общая марка, технологии, плата за использование имени и т.д. Более того, в письме Минфина "О налогообложении при договорах франчайзинга" от 11 июля 1999 года дается ссылка на ст.1027 ГК "Договор коммерческой концессии".

Некоторые франчайзеры считают, что в ГК есть статьи, ущемляющие их интересы. По действующему законодательству франчайзер несет солидарную ответственность за франчайзи, с чем франчайзеры категорически не желают согласиться, так как якобы их партнеры независимые юрлица. Ну а то, что они якобы работают под контролем, члены одной семьи под общей фамилией-брендом, это так, инфа для покупателя. За кого они его держат? Ну знаете...

Многих отпугивает также необходимость иметь и обычную регистрацию, и в Роспатенте, а также требование ГК о продлении франшизы без изменения условий. Как утверждает менеджер Российской академии франчайзинга Валерий Перков, этот пункт вовсе не способствует развитию франчайзинга в России.

Кстати, недавно налоговики пообещали, что с октября компании малого бизнеса вообще и франчайзинговые в частности получат налоговые послабления - будут внесены поправки в некоторые главы Налогового кодекса. Посмотрим...

Кстати, "Макдоналдс", имеющий порядка 10 000 франчайзинговых точек по миру, в России строит бизнес в лучших советско-имперских традициях - централизованно. Комбинат по изготовлению полуфабрикатов "Маккомплекс" в Солнцеве поставляет свою не доведенную до кондиции еду по всей стране, вплоть до какого-нибудь Нижнебуржуйска в Тмутаракани. Объясняют в компании выбор такой стратегии трепетным отношением к своей репутации законопослушной компании - ну а раз наше законодательство не знает понятия "франчайзинг", то и нет такого бизнеса. Возможно, есть и другая причина: компании выгодно таким образом вести бизнес, начальные вложения в быстропит были несопоставимы с американским рынком и скоро окупились

В сетях друг у друга

Итак, франчайзинг обеспечивает разветвленную сеть предложения товара или услуги. Для этого необходимо обладать весьма привлекательным раскрученным бизнесом либо предлагать перспективную новинку. Магазины "Красный куб", казалось бы, ничем особенным не занимаются - продают посуду, предметы интерьера, приятные мелочи для дома и офиса. Основные потребители такого товара - домохозяйки. А теперь представьте, что вам нужен оригинальный и относительно недорогой подарок. Можно поискать по Интернету, а можно заехать в известный магазин подарков по соседству.

Суть франчайзинга в продаже своего бизнеса под единым именем как можно большему числу независимых компаний. Здесь две стороны: правообладатель, или франчайзер, который продает, сдает или отдает на определенных условиях свою марку и технологию, и франчайзи, эту марку и технологию приобретающий, а по простому - один из операторов сети. Для последнего это возможность на льготных условиях вести собственный бизнес под раскрученным лейблом и рекламной и маркетинговой поддержкой. Предприниматель обычно теряет индивидуальное лицо и долю самостоятельности. Или, как выражаются некоторые франчайзеры, на смену ощущению "волка одиночки" приходит чувство "семьи", где все друг другу помогают, соблюдая установленные иерархией правила на благо общего дела.

У самих франчайзеров две основные выгоды: возможность дополнительно заработать на стоимости контракта-франшизы, оборудования, продаже продукта или услуги и других мелочах либо бесплатное продвижение бренда. Чем больше точек с твоим флажком, тем лучше люди тебя знают, а значит, доверяют. Разве многие в курсе, например, что знаменитый бутербродно-салатный Subway, раскидавший больше полутора десятка тысяч своих забегаловок по всему миру, не владеет ни одним из них - все кафе в собственности франчайзи. Бутерброды от этого не становятся хуже.

Наиболее частый случай расторжения договора с франчайзи - несоответствие фирменному качеству. Создаются специальные системы контроля: разрабатываются стандарты с ориентирами на международные образцы (например, правила ISO 9001), Дирекции по качеству, собственные программные продукты и стопки инструкций в 40 см высоты. Но держится франчайзинг на проверках - плановых и внеплановых.

Проколы франчайзи - это пятно на репутации бренда, а новые пути увеличения доходности своей лавки, придуманные одним из членов коммерческой семьи, означают улучшение работы всей компании. В общем, чтобы развитие франчайзингового бизнеса было предсказуемым, франчайзер и франчайзи должны быть настроены на длительные и стабильные партнерские отношения.

Традиции и свободомыслие

На российском франчайзинговом рынке, пусть пока он и не столь заполнен, присутствуют компании трех видов: это иностранцы в России, россияне-передвижники и, как ни странно, отечественные импортеры. Некогда "Русское Бистро" планировало развивать московскую сеть за границей, но кризис сорвал планы франчайзера.

Говоря о западных посланцах, можно отметить, что они представляют стандартизированные технологии, многократно опробованные в разных странах мира: первоначальный взнос, дополнительные вложения, в том числе рекламные отчисления, и роялти - установленный регулярный платеж франчайзеру за пользование его маркой. Российские фирмы не столь консервативны и славятся неординарными и многообразными франчайзинговыми решениями.

"Красный куб" получает от франчайзи $20 тыс., но не как первоначальный взнос, а в качестве гарантии закупок. При этом компания поставляет магазину товар на $40 тыс. При расторжении контракта внесенная сумма возвращается предпринимателю. Сейчас разрабатывается обучающий видеокурс для будущих франчайзи.

Стремясь к стабильному сбыту, российские нефтяные компании начали активно развивать франчайзинговые схемы в регионах, в том числе и на Урале. Например, Тюменская нефтяная компания в лице своего дочернего предприятия, Уральской нефтяной компании, за последний год увеличила сбыт с 0% до 8% от общего объема реализации на Среднем Урале светлых нефтепродуктов. Согласно франчайзинговым договорам с УралНК около двадцати частных заправок продают топливо исключительно с НПЗ компании и выкрашены в сине-белые цвета ТНК. До конца года их число будет доведено до сорока. Как говорят владельцы небольших заправок, такая схема работы их устраивает, поскольку, несмотря на дефицит топлива на внутреннем рынке, проблем с бензином у них не будет - договор франчайзинга обеспечивает им гарантированные поставки. Эксперты считают, что где-то через год все заправки будут перекрашены в цвета различных нефтяных компаний.

А при создании кинотеатров "КИНОПЛЕКС" франчайзи имеют возможность выбора необходимых развлекательных модулей - с учетом расположения кинотеатра, нужд потребителей и пожеланий заказчика. Для "Инвесткинопроекта" первый "КИНОПЛЕКС" на Ленинском проспекте - почти дитя родное. Поскольку это очень дорогое строительство, пробуют, что и как пойдет, ведут маркетинговые исследования.

Существуют два типа франчайзинговых компаний: фирмы, работающие только по этой технологической системе, и компании, у которых лишь один из методов работы основан на франчайзинге. Например, в первой половине 90-х Xerox использовал такую схему, создавая в России свои центры документации. Впрочем, от этого направления деятельности компания отказалась.

Во многих торговых компаниях сети состоят из собственных и франчайзинговых объектов. Вначале фирмы запускают пилотный проект, в процессе работы которого обычно за год отрабатывают основные элементы будущей франчайзинговой системы, как тот самый "КИНОПЛЕКС".

Более редким видом франчайзинга является производственный. Классический западный вариант - The Coca-Cola Company (Атланта). В России по франчайзингу с этой компанией-брендодержателем, имеющей по всему миру порядка 200 компаний-бутлеров (то есть имеющих право строить свою локальную франчайзинговую сеть), работает российская частная фирма с участием греческого и ирландского капитала "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия". Она является второй в мире компанией по объемам производства продукта под брендом франчайзера. The Coca-Cola Company дает франшизу различным компаниям при условии хорошей репутации и прочного положения на рынке. В объемном договоре между франчайзи и компанией подробно прописаны все нюансы - работы по эксплуатации и раскручиванию торговой марки. Например, франчайзи запрещен траншинг - то есть производитель не может поставлять свою продукцию в тот регион, в котором имеется собственный производитель Coca-Cola.

Есть и отечественные компании, например ООО "Фирма Конкор", выпускающая мягкие контактные линзы. Правда, на открытие подобного франчайзингового предприятия потребуется такой начальный капитал, которого хватит на покупку франшиз двух-трех средних быстропитов.

Бояре, а мы к вам пришли

Как посвататься к потенциальному франчайзеру? В первую очередь надо понимать, что, какие бы корпоративные льготы ни предоставлял франчайзер, все равно придется вложить в дело начальный капитал. Во-первых, франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Даже для открытия "Магазина Горящих Путевок", в котором не предусмотрены традиционные взносы за имя, нужны деньги: на аренду помещения, его обустройство, на лицензию, дающую возможность заниматься туристическим бизнесом. А, например, для приобретения франчайзингового пакета 1С потребуется порядка тысячи с хвостиком, не считая затрат на аренду помещения. Европейский или отечественный фаст-фуд-ресторан обойдется раз в тридцать дороже, а для открытия многозального кинотеатра сети "КИНОПЛЕКС" надо несколько миллионов, разумеется долларов. На такие инвестиции отваживаются обычно крупные коммерческие организации и бизнесмены в партнерстве с другими инвесторами, финансовыми структурами и иностранными фирмами. К примеру, строительством этой сети мультиплексов (так на Западе называются многозальные кинотеатры) заинтересовались виноделы из Франции.

Естественно, надо быть готовым к тому что, чем больше средств вложено во франчайзинговый бизнес, как и в любой другой, тем дольше он окупается. При возведении различного рода заведений франчайзи возникают проблемы с землей: "У нас очень слабо развита экономическая инфраструктура, связанная с собственностью. Нет свободного рынка недвижимости. Трудно установить, кто является владельцем заинтересовавшего вас помещения и насколько законно, - говорит руководитель развития Subway Russia франчайзинга Геннадий Кочетков. - Мы начинаем работать с людьми тогда, когда у них есть помещение. Это факт российской жизни, нигде в мире этого нет".

Ну и конечно, претендент во франчайзи должен пройти спецподготовку в головной компании, которая у каждого франчайзера имеет свою специфику. Так как необходимым для франчайзинга навыкам научат в центре обучения, то, казалось бы, можно обойтись и без бизнес-опыта. Более того, считается, что эта система является одним из самых быстрых способов обучения предпринимателей практическим навыкам ведения прибыльного бизнеса. Но франчайзеры предпочитают иметь дело с людьми, имеющими хорошую бизнес-историю.

Потенциальный франчайзи должен быть психологически тверд и всегда готов делиться прибылью с правообладателем. В большинстве случаев это роялти, но иногда, как в "Красном кубе", компания поставляет магазинам продукцию по розничным ценам, беря в качестве оплаты за имя и товар определенный процент с оборота. А если взять мебельщиков, например компании "Феликс" и "Шатуру", то по их условиям франчайзи обязан выкупать у них изделия. Правда, с определенной скидкой, которая выше, чем у дилеров.

Продолжение следует...