Престиж на продажу

Назад

Источник: ''Российская газета''Юлия Проскурякова

В странах Запада до 13 процентов ВНП производится франчайзинговыми компаниями

Как легче делать бизнес, в команде или в одиночку? Быть независимым соблазнительно, но в команде все-таки надежнее, особенно в сильной. Тут тебе и технологии, и маркетинг, и промоушен, но играть придется по общим правилам. А есть ли третий путь, чтобы и в команде и самостоятельно одновременно?

На Западе давно существует такая система - франчайзинг. Это форма продолжительного делового сотрудничества, при котором крупная компания (франчайзер) заключает договор с фирмами или предпринимателями (франчайзи) на право действовать от своего имени. Франчайзи покупают франшизу, которая дает разрешение или обязывает их заниматься в течение означенного периода времени на оговоренной территории определенным бизнесом под именем франчайзера с использованием его технологий и коммерческой информации.

Сегодня мировой рынок франчайзинга растет и считается одним из самых перспективных. Эта форма успешно используется в 80 странах, где франчайзинговые фирмы создают около 13 процентов валового национального продукта. Многие специалисты считают, что в ближайшее время половина розничных продаж будет осуществляться торговыми точками в рамках системы франчайзинга.

Лидером на рынке франчайзинга считаются Соединенные Штаты. Исследования 2000 года показали, что оборот франчайзинговых компаний в сфере розничной торговли в США составил 1 триллион долларов. Всего в США зарегистрировано 320 000 таких компаний в 75 отраслях. Франчайзинг составляет 40 процентов всей розничной торговли США и обеспечивает работой 8 миллионов человек.

Зарождение этой формы бизнеса связывается с компанией по производству швейных машин "Зингер", которая в 60-е годы XIX века учредила на основе франчайзинга дилерскую сеть на всей территории США. Первый ощутимый подъем франчайзинга был в 1898 году, когда его взяла на вооружение самая крупная автомобильная компания "Дженерал моторс". В 1950-1960-е годы возникают предприятия быстрого питания, которые на сегодняшний день являются безусловными лидерами в системе франчайзинга. Сейчас франчайзинг проник почти во все отрасли. Международная франчайзинговая ассоциация выделяет 75 направлений. Франшизы существуют в сфере художественных галерей и мастерских по ремонту обуви, компьютерных услуг, химчистки, в риэлторском и гостиничном бизнесе, в турбизнесе и т.д.

Крупнейшими экспортерами франшиз считаются США, Канада, Япония, Австрия, Франция, Германия и Великобритания. Франчайзинг в России появился только в 1992 году. Больше всего франшиз отечественных компаний предлагается в сфере обслуживания и общепите. Кроме того, франчайзинг активно используется нефтяными компаниями при создании сетей автозаправок. Однако тягаться с крупными мировыми корпорациями в России пока мало кому под силу. Несмотря на высокую стоимость франшиз, которые варьируют от 20 тысяч долларов до более 1 миллиона долларов, более 80 процентов рынка принадлежит иностранцам. Но для развития отечественного бизнеса это скорей не минус, а плюс. Международный франчайзинг дает возможность перенять у иностранных партнеров все положительные элементы и адаптировать новые интересные бизнес-решения к российским условиям. У нас уже есть компании, которые с успехом работают на этом рынке. Предпринимателю не приходится начинать все свое дело с нуля - он получает поддержку франчайзера, имеющего большой опыт в своем сегменте рынка. В частности, он дает возможность приобретать по льготным ценам материалы, обучает персонал, оказывает маркетинговую поддержку. За счет контроля качества со стороны франчайзера фирмы обычно предоставляют более высокий уровень обслуживания и качество товара. В то же время франчайзи, как собственники, представляют потребителю услуги с большей степенью личного участия.

В общем, хорошее дело, но прививается у нас не без труда. Может быть, виной тому неудобоваримое для русского слуха слово, которым это хорошее дело называется?

Оригинальная версия статьи