Г.Ф. Артамонов,к.ф.-м.н., генеральный директорЗАО "ОВИОНТ ИНФОРМ" | А.А. Сапелкина,эксперт по методике налогообложенияЗАО "ОВИОНТ ИНФОРМ" |
В настоящем докладе ставится задача определить роль налоговой отчетности в повышении эффективности проведения налогового контроля на примере одного из основных источников формирования бюджета - налога на прибыль организаций.
Президент страны неоднократно заявлял, что планка снижения налогов достигнута, и теперь нужно посмотреть, как принятые решения будут отражаться на экономике. Так, статистика сбора налогов в 2002 году показывает недобор, прежде всего по налогу на прибыль организаций. За 9 месяцев 2002 года общая сумма недовыполнения плана составила 33 миллиарда рублей (Российская Бизнес-газета. – 2002. – 08.10.2002.).
Основной функцией налогов является фискальная. В современных условиях обеспечить формирование доходов бюджета необходимо за счет улучшения собираемости налогов. При этом особую актуальность приобретают задачи повышения эффективности налогового контроля и совершенствования его технологии. Одним из аспектов этих задач является снижение уровня издержек, прежде всего трудозатрат, налогового органа на проведение налогового контроля.
Одной из форм налогового контроля в РФ является камеральная проверка. По словам Министра РФ по налогам и сборам Г.И. Букаева, 70-80% контрольной работы должно быть сосредоточено в камеральных проверках. Именно на этом этапе налоговые органы должны определить добросовестность налогоплательщика.
В ходе камеральной проверки осуществляется контроль:
Информационной базой для камеральной проверки являются:
Несмотря на ограниченный характер информационной базы, который не всегда позволяет обнаружить сокрытие объектов обложения или правильность исчисления налоговой базы, значение камеральной проверки как инструмента налогового контроля усиливается по следующим причинам:
По сравнению с выездными проверками периодичность проведения камеральной проверки напрямую связана с отчетными периодами по налогам. Для большинства из них налоговый (отчетный) период кратен месяцу или кварталу. Таким образом, каждый налогоплательщик не менее 1 раз в квартал подвергается налоговой проверке.
Выездные проверки могут проводиться по отдельным налогам либо отдельным отчетным (налоговым) периодам. Вследствие большой трудоемкости процесса проверки и кадровых проблем в налоговых органах периодичность проведения такой проверки по обычному налогоплательщику в среднем составляет не более 1 раза в 2-3 года. При этом за пределами такого выборочного налогового контроля может остаться значительное количество субъектов среднего и малого бизнеса. Тогда как камеральной проверке подвергаются все налогоплательщики, как имеющие объекты обложения по отдельным налогам, так и использующие те или иные налоговые преференции.
По мнению Г.И. Букаева, 70% планируемых выездных проверок должны базироваться на данных камеральных проверок. Именно результаты проведения камеральной проверки должны выступать в качестве основы для планирования выездных налоговых проверок. Камеральная проверка призвана выявить "слабые места", нестыковки данных, которые впоследствии станут объектом выездной проверки. На качество и результаты выездной проверки во многом повлияет тщательность проведения предпроверочной подготовки. Следовательно, эффективность камеральных проверок как инструмента систематического и сплошного контроля необходимо повышать. Одним из методов для решения этой задачи может стать совершенствование системы налоговой отчетности, системы показателей, раскрывающей налоговые обязательства организаций.
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Хотя налоговая отчетность - не единственный источник данных для проведения налогового контроля, ее значение велико. Помимо собственно декларирования налоговых обязательств налогоплательщика и информационного обеспечения камеральной проверки, налоговая отчетность предоставляет данные для отбора и планирования выездных проверок, формирования отчетности в вышестоящие налоговые органы, прогнозирования налоговых доходов бюджета и т.д. Можно выделить следующие основные требования к налоговой отчетности:
С 1 января 2002 года вступил в силу новый порядок взимания налога на прибыль. Изменение механизма расчета налога повлекло за собой изменение и формы представления данных в налоговые органы. Новая форма декларации по налогу на прибыль разработана с учетом последних тенденций в проектировании форм налоговых деклараций. К их числу относятся:
Такие тенденции в проектировании форм налоговой отчетности, очевидно, обусловлены желанием повысить информативность налоговых деклараций для целей проведения контроля за правильностью исчисления налога. Однако на практике это приводит к многократному возрастанию объема информации, поступающего в налоговые органы. Так Декларация по налогу на прибыль организаций состоит из 20 разделов, причем из них 15 разделов могут представляться по итогам каждого отчетного периода. Инструкция по заполнению предусматривает возможность включения отдельных листов и приложений в случае, если налогоплательщик имеет соответствующие доходы, расходы, обособленные подразделения и т.п., подлежащие отражению в конкретных листах. При этом среднестатистический налогоплательщик, как правило, обязан представить не только основной раздел Декларации "Расчет налога".
Основные проблемы, возникающие при применении форм налоговой отчетности:
Усложнение деклараций и одновременное запаздывание утверждение инструктивных материалов приводит к неоднозначности толкования и увеличению ошибок налогоплательщика при заполнении налоговых деклараций и неумышленному искажению данных отчетности. При этом теряется единообразный подход налоговых органов и налогоплательщиков к порядку формирования данных налоговой отчетности.
Наличие нерешенных методических вопросов по порядку исчисления налогов затрудняет массовую обработку налоговых деклараций. Например, по налогу на прибыль законодательно не закреплен порядок распределения налога, уплаченного организацией за границей, подлежащего зачету, по уровням бюджетом и обособленным подразделениям организации. Помимо этого, форма налоговой декларации даже не предусматривает отражение необходимого показателя в разрезе обособленных подразделений.
Несовершенство налогового законодательства, наличие правовых коллизий, различных толкований норм законодательства приводит, в частности, к неформализуемости ряда процедур автоматизированного контроля за правильностью исчисления налогов. Заметим, что на современном этапе в качестве одного из направлений совершенствования налогового администрирования рассматривается использование центров обработки данных, в том числе данных отчетности. Неформализуемость ряда методических вопросов ставит под сомнение эффективность применения централизованной обработки данных.
К вопросу об избыточности показателей налоговой декларации. Налоговым периодом по налогу на прибыль является год. Сумма налога по результатам финансово-хозяйственной деятельности организации будет определена только по его окончании. Возникает вопрос: какова эффективность получения, ввода, обработки дополнительной информации, расшифровывающей отдельные составляющие налоговой базы, в течение налогового периода? Кроме того, возможности увязки данных налоговой декларации с данными бухгалтерской отчетности в настоящее время сильно ограничены. Проведение же комплексного анализа на предмет оценки уровня и динамики показателей отчетности, их сравнительный анализ с данными по аналогичным организациям, проверка логической связи между различными отчетными, расчетными показателями и информацией из внешних источников достаточно трудоемко. Степень автоматизации процедур сопоставления данных налоговой отчетности с информацией из внешних источников не высока, т.к. регламент взаимодействия по обмену такой информации между налоговыми органами и иными ведомствами отсутствует либо четко не определен.
Поэтому процедуры углубленной проверки логичнее осуществлять по окончании налогового периода, когда окончательно сформирована налоговая база и определена сумма налога. Кроме того, по налогу на прибыль даже Налоговым Кодексом предусмотрено представление налоговой декларации упрощенной формы по итогам отчетных периодов.
Несовершенство форм налоговой отчетности приводит к необходимости их доработка, однако изменения вносятся несвоевременно. Так, действующий порядок налогоообложения прибыли предусматривает расчет налоговой базы и налога переходного периода с единоразовым представлением данных по итогам 1-го полугодия 2002 года. Форма Декларации с учетом последних изменений в порядке расчета этой базы была утверждена Приказом МНС РФ от 12.07.2002 № БГ-3-02/358 и официально вступила в силу только 17.08.2002, т.е. после окончания срока для представления Декларации по налогу на прибыль за полугодие 2002 года. В результате возникла необходимость повторного представления данных расчета налога переходного периода по новой форме.
Одним из направлений усиления роли камерального контроля является активное применение информационных технологий, в том числе представления налогоплательщиком отчетности в электронном виде. Работа в этом направлении уже ведется. Так, возможность представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде была закреплена законодательно. Однако до сих пор не проработаны организационные вопросы по статусу, обработке и дальнейшему движению такого рода информации, например: передача дел налогоплательщика между территориальными налоговыми органами, предъявление материалов для судебных разбирательств и пр.
Кроме того, если тенденция запаздывания утверждения новых форм и их доработки, а также инструктивных материалов по заполнению сохранится, это затруднит активное привлечение налогоплательщиков к представлению отчетности в электронном виде.
На основе вышесказанного в целях повышения эффективности применения налоговой отчетности для проведения налогового контроля представляется необходимым: