России прописан евроремонт: реструктуризация отечественных предприятий пойдет по евростандартам

Назад

Источник: ''Российская газета''Михаил Махлин

Конференция, прошедшая в Минпромнауки, называлась "Реструктуризация российской промышленности: опыт программы Тасис в России". Аккурат сейчас завершена реализация второй части начатого в 1998 году Евросоюзом по инициативе РСПП проекта содействия реструктуризации предприятий, названного так по английской аббревиатуре ТЕРФ. Консультативная помощь оказана полусотне адресов в различных регионах. Столько же участников ожидается в ТЕРФ-3, стартующем в 2003 году.

Заинтересованность в собственном совершенствовании проявили как гиганты металлургии и машиностроения, так и скромные хлебозаводы, швейные фабрики. Выделяется три проблемы, в которых, как показал анализ, наиболее уязвимы российские предприятия: маркетинг, сокращение издержек, управление финансами, в том числе долгами.

За десятилетие реформ мало кто способен сдать экзамен на рыночную зрелость. В новых условиях важно не столько произвести, сколько продать товар. На многих российских предприятиях коммерческие сбытовые, маркетинговые службы все еще находятся в зависимости от производства, хотя именно они должны определять объемы и сроки выпуска, ассортимент и дизайн продукции. Менеджеры по продажам, являющиеся в других странах наиболее высокооплачиваемыми специалистами, у нас считаются рядовыми служащими, доход которых зависит от общезаводских показателей.

Поиск новых клиентов, расширение рынка сбыта требует и телефонных переговоров, и командировок, и представительских расходов, и рекламы. Но именно здесь действует жестокий режим экономии, хотя дополнительные затраты могли бы многократно окупиться одним выгодным контрактом.

В то же время расточительно расходуются сырье, материалы, электроэнергия, топливо, вода. Пиджак одинаковой модели в России сошьют за два часа, а в Великобритании за час пятнадцать. Производительность труда на наших предприятиях в разы отстает от западной.

Надо признать, что именно дешевый труд в большинстве случаев делает конкурентоспособной цену отечественной продукции. Если гипотетически повысить зарплату в цехах, на полях и в офисах до европейского или американского уровня, то цены зашкалят, любой импорт покажется дешевкой.

Реструктуризация как раз призвана помочь предприятиям не только с большей выгодой продавать изделия, но и эффективнее их производить, оперативно реагируя на перемены рыночной конъюнктуры. Именно гибкости, свободы маневра по-прежнему не хватает очень многим. Излишне забюрокраченными оказываются текущие дела, не терпящие отлагательства. На одном из предприятий директор замкнул на себе решение всех вопросов, включая визирование грошовых платежек и редактирование многотиражки. Только подсказка со стороны подвигла его делегировать часть полномочий на более низкий уровень.

Решительная смена привычных приоритетов, ориентация на финансовый успех - стержневая идеология реструктуризации. Умилительно прозвучал на конференции пример обращения в Евросоюз с просьбой найти старинную рецептуру русских пряников. Увы, хозяйственного инфантилизма достаточно и в более значимых сферах.

Однако надежды на окончание затянувшегося "переходного периода" есть. Предприятия, прошедшие реструктуризацию по "евростандартам", значительно повысили свой рейтинг, во всяком случае в глазах Российского союза промышленников и предпринимателей.

Оригинальная версия статьи