На совещании министров, где рассматривалась мобилизация дополнительных доходов бюджета, перед правительством впервые встал вопрос об увеличении расходов. «Поле боя» осталось за приверженцами «сдержанной» бюджетной линии, возглавляемой главой Минфина Антоном Силуановым, несмотря на то, что в инновационном «лагере» — кабинет министров был почти в полном составе. Правда, сторонники сохранения финансовой дисциплины не добились безотлагательного сокращения необеспеченных обязательств. Однако, акценты обсуждения правительством данного вопроса несколько сменились.
Правительство признаёт верхним уровнем дополнительные расходы, которые были определены указами президента, но обсуждает траты на уровне премьера. Имеются и дополнительные заявки на получение госкредитования прочими главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Они сформулированы в госпрограммах и одобрены правительством.
В последние полгода исполнительной властью принималось немалое число государственных программ с запасным сценарием исполнения. То есть, кроме того варианта, что прописан в бюджете, рассчитывался и вариант с допдоходами. По подобной схеме в начале марта правительство утвердило внешнеэкономическую программу Минэкономики, свыше 30-ти процентов которой рассчитано лишь из предположений получения бюджетом дополнительных доходов.
Правительством было высказано предположение, что выше шансы «промять» бюджет имеют те ГРБС, в чьих госпрограммах предусмотрено выполнение задач указов президента лишь благодаря допдоходам своих госпрограмм.
Соответствующее настроение правительства было охарактеризовано премьером Медведевым следующим образом — министры занялись любимым делом: делят деньги, которые ещё не получены. Глава кабинета заявил, что рост расходов возможен лишь в рамках «имеющихся бюджетных норм, говоря другими словами, за счёт дополнительных нефтегазовых доходов».
Из слов Антона Силуанова следует, что величина допдоходов, которые удастся добыть в данной ситуации, составит порядка пятисот миллиардов рублей. Данную сумму министр классифицирует только как покрытие «президентского» уровня расходов, уточнив, что речь ведётся о «сверхштатных» социальных проектах, таких как детские сады и перинатальные центры, а также инфраструктурные проекты.
К таким Силуанов отнёс московский транспортный узел, среди источников финансирования которого, назвав лишь два: приватизация и ужесточение налогового администрирования. С приватизацией понятно, продадим всё что можно и всё что нельзя. Главное чтобы купили. В случае отказа покупать можно использовать и административный ресурс, как в известном фильме: «А если не будут брать — отключим газ!».
Впрочем, на этом совещании был обсуждён потенциал получения дополнительных доходов от приватизации. Было отмечено, что приватизационные планы до сих пор не исполнялись ни разу, а на повестке дня в 2013-м — 427 миллиарда рублей. Это наиболее амбициозный план за весть период приватизации. Помимо этого, в правительство обсуждало возможность не изъятия средств из продаваемых государственных предприятий, оставив их для развития инвестиций.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Подобную приватизационную схему поддерживают в Росимуществе. Также предлагается восполнять нехватку инвестиций за счёт пенсионных средств. Однако всё это не обеспечивает реального повышения бюджетных доходов. Антон Силуанов призвал обеспечить первым делом средства от приватизации, заложенные в бюджет. ☆★
С ужесточением налогового администрирования неясностей тоже нет. Собирать налоги все, которые можно и которые нельзя. Для сокращения уровня уклонения от налогов, Минфин даже будет запрашивать у низконалоговых юрисдикций, которые получают помощь из российского бюджета, таких, как, например, Кипр, вскрытия финансовой информации.
Впрочем, с Кипром отдельная история. Скоро там запрашивать будет нечего, так как наши отечественные «инвесторы» ломанутся оттуда независимо от того примут ли кипрские власти налог на депозиты или нет. То, что «киприоты» пока не стали вводить этот налог, ещё ничего не значит. К этому вопросу они ещё вернутся. Уж больно хочется мировой банковской системе порешать свои проблемы за счёт своих клиентов. Как бы то ни было, этот вопрос в ближайшее время будет подниматься не только на острове. Кипр это так, пробный шар.
Правительство лишь начало обсуждение этой проблемы. Глава Минфина анонсировал целую цепь аналогичных совещаний у премьера, в том числе и по расходам. Предложения Минфина в этом вопросе известны. В программе финансового ведомства по подъёму эффективности контроля над общественными финансами до 2018-го основная мера — тщательное согласование всех ратифицированных госпрограмм с максимальными объёмами бюджетных расходов до 2020-го.
В итоге предвидевшийся правительственный «весенний раздел» дополнительных доходов бюджета главой Минфина был по существу отменён. Вновь выход на первый план проблемы мобилизации доходов сквозь призму, как текущих мер, так и планов можно ожидать к лету, ко времени завершения ревизии госпрограмм, впрочем, борьбу с уклонением от налогов это не отменяет, так что гайки начнут закручивать уже сейчас. Вот только приведёт ли ужесточение налоговой политики к увеличению поступлений налогов в бюджет, вопрос весьма спорный. Мы уже видели, к чему могут привести непродуманные меры властей, в частности в отношении ИП. Хотелось бы, чтобы подобная участь не постигла и остальной бизнес.