Источник: ''Услуги и цены''
В сознании большинства наших сограждан слово "риелтор", как и "посредник", остается ругательным. Гребут, дескать, деньги немалые, пользуясь нашей вечной нехваткой времени. Поэтому многие решают, не прибегая к услугам агентств недвижимости, взять процесс купли-продажи, обмена или оформления аренды в свои руки. Перед этими смельчаками мы снимаем шляпу и в знак уважения начинаем на страницах журнала небольшой ликбез для "сам-себе-риелтора". Поможет нам в этом агентство "Сервис. Недвижимость и право".
Документы, необходимые для первичного оформления прав собственности
Приватизация муниципальной квартиры (бесплатная передача жилья)
Перечень документов, требующихся при приватизации:
- Договор передачи жилья в собственность. Заполняется в Управлении муниципального жилья.
- Ордер на квартиру.
- Паспорта или свидетельства о рождении детей, зарегистрированных в данной квартире и участвующих в приватизации. Если в квартире был зарегистрирован пользователь, которого уже нет в живых, необходимо свидетельство о смерти. Если у кого-то из зарегистрированных после выдачи ордера сменилась фамилия, имя или отчество, нужны документы, подтверждающие эти изменения: свидетельство о заключении брака, свидетельство о перемене фамилии или имени. Обратите внимание, что потребуются и оригиналы, и ксерокопии этих документов.
- Копия финансово-лицевого счета. Выдается в бухгалтерии и содержит информацию об ответственном квартиросъемщике; документах, на основании которых был открыт лицевой счет; количестве прописанных в квартире; о начислении платежей по этому лицевому счету; о зарегистрированных договорах аренды (кстати, если срок аренды не закончился, то арендаторы имеют полное право проживать в квартире до окончания срока аренды независимо от смены титульного собственника). Действительна в течение месяца.
- Архивная выписка из домовой книги. Выдается в паспортном столе и содержит сведения обо всех зарегистрированных в данной квартире. Расширенная выписка содержит сведения обо всех снятых с регистрационного учета с датой снятия и адресом, по которому гражданин был перерегистрирован. При ее получении стоит поинтересоваться, не находится ли кто-нибудь из пользователей в местах лишения свободы или на действительной военной службе. Если таковые обнаруживаются, то их необходимо перерегистрировать по другому адресу до совершения сделки купли-продажи. В противном случае регистрация этих граждан по старому месту жительства может быть восстановлена. Выписка действительна в течение месяца.
- Поэтажный план и экспликация (выдаются в БТИ).
Если вы собираетесь приватизировать комнату(ы) в коммунальной квартире, вам потребуется также справка о проверке жилищных условий. При выкупе свободных комнат понадобятся выписки из домовой книги и финансово-лицевые счета последних зарегистрированных в указанных комнатах.
Регистрация прав собственности после выплаты пая в ЖСК:
- Ордер на квартиру(оригинал и одна заверенная в ЖСК копия).
- Справка о полностью выплаченном пае с реквизитами кооператива, подписанная председателем кооператива и главным бухгалтером (два экземпляра).
- Паспорт пайщика (оригинал и ксерокопия).
- Поэтажный план и экспликация (выдаются в БТИ).
Переоформление прав собственности на квартиру
Возможна как простая письменная, так и нотариальная форма. Обязательного нотариального удостоверения требуют только договоры ренты и ипотеки, однако государственную регистрацию прав собственности с внесением данных в Единый государственный реестр прав (ЕГРП) должны проходить все договоры, предметом которых является недвижимость.
Правоустанавливающие документы на недвижимость
- Свидетельство о собственности на жилье и договор передачи (для первичных документов и инвестированных новостроек).
- Свидетельство о праве на наследство или дарственная.
- Договор купли-продажи или мены (для вторичного жилья и принятых на баланс новостроек).
- Справка из ЖСК, свидетельствующая о том, что пай выплачен полностью (зарегистрированная в уполномоченном регистрирующем органе).
Потребуются оригиналы перечисленных документов.
Документы бюро технической инвентаризации (БТИ)
- Форма 11 а. Выдается в территориальном БТИ по месту расположения объекта недвижимости. Для ее получения достаточно присутствия одного из собственников с паспортом и оригиналами правоустанавливающих документов на квартиру. В справке содержатся следующие сведения:
- ФИО собственников квартиры,
- документы, на основании которых квартира принадлежит владельцам,
- ее площадь,
- точный адрес,
- а также сведения о наличии арестов и запрещений.
Справка выдается на номерном бланке с подписью начальника БТИ и печатью. Справка действительна в течение месяца. - Экспликация. В этой справке содержатся подробные данные о площади всех помещений в квартире. Действительна в течение года.
- Поэтажный план. Подробный чертеж квартиры. Действителен в течение года.
Если в БТИ идет доверенное лицо, то необходима доверенность установленной формы, заверенная нотариусом, и ксерокопия, а также паспорт доверенного лица. Если справка БТИ берется на комнату в коммунальной квартире, то требуются правоустанавливающие документы на всю квартиру. Если вам не удалось получить полный пакет документов, вы должны предоставить выписку из реестра Москомрегистрации о зарегистрированных правах собственности на другие комнаты.
Документы РЭУ, ДЕЗ
- Копия финансово-лицевого счета.
- Выписка из домовой книги.
Hотариальное удостоверение сделки
- Правоустанавливающие документы на недвижимость (см. выше).
- Справка БТИ по форме 11 а об оценочной стоимости квартиры (остается у нотариуса).
- Экспликация и поэтажный план (предъявляются нотариусу, потребуются для государственной регистрации).
- Паспорта (или удостоверения личности военнослужащих), а также личное присутствие всех участников сделки старше 14 лет, не лишенных дееспособности (лицам, не достигшим 18-летнего возраста, требуется и паспорт, и свидетельство о рождении, а также сопровождение родителя или опекуна с паспортом), свидетельства о рождении для лиц, не достигших 14-летнего возраста. Если лицо не достигло 14-летнего возраста или лишено дееспособности по суду, то требуется присутствие законного представителя: родителя или опекуна, назначенного решением суда или опекунской комиссии.
Необходимо учесть, что при отчуждении жилья, принадлежащего недееспособным лицам или лицам с ограниченной дееспособностью, нужно получить специальное разрешение.
- Согласие супруги(а) на совершение данной сделки (если ее участники или один из них состоят в законном браке). Если гражданин состоял в браке на момент совершения предыдущей сделки (приобретение квартиры, комнаты, доли квартиры), то необходимо согласие на отчуждение, данное тем супругом, в браке с которым он состоял в тот момент, или решение суда о разделе совместно нажитого имущества. Если между супругами заключен брачный договор, то он необходим нотариусу для совершения сделки. В экстренных случаях можно предъявить архивную выписку из решения суда о разводе.
- В случае, когда один из супругов умер, необходимо свидетельство о смерти.
- Если участник сделки является гражданином иностранного происхождения, то необходим нотариально заверенный перевод на русский язык его паспорта (апостиль), сделанный переводчиком, имеющим лицензию на соответствующий вид деятельности.
- Если из-за замены паспорта или смены фамилии существуют различия между данными в паспорте и в правоустанавливающих документах, необходима справка об изменении паспортных данных, взятая в ЖЭКе или РЭУ, или свидетельство, подтверждающее изменение (см. выше). Это необходимо для корректировки договоров (справка или свидетельство предъявляется нотариусу и требуется для регистрации).
- Копия финансово-лицевого счета (остается у нотариуса).
- Выписка из домовой книги (предъявляется нотариусу и требуется для регистрации).
- Справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженности по уплате налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения (остается в деле у нотариуса, нотариально заверенная копия требуется для регистрации).
- Справка из отдела по опеке и попечительству необходима, если в документе на владение указаны несовершеннолетние или недееспособные граждане (заверенная копия остается у нотариуса, оригинал требуется для регистрации).
Регистрация в Московском городском комитете по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Москомрегистрация)
Приводим перечень документов, требующихся при регистрации прав на недвижимость.
- Паспорта или свидетельства о рождении всех участников сделки.
- Разрешение органов опеки и попечительства при наличии несовершеннолетних собственников.
- Нотариально удостоверенная доверенность на регистрацию либо личное присутствие участников сделки. Доверенность не может быть выдана несовершеннолетним другому физическому лицу без разрешения органов опеки (данный документ считается недействительным, если был выдан без согласования с органами опеки).
- Договор купли-продажи (мены, дарения), составленный в простой письменной форме или удостоверенный нотариусом.
- Выписка из домовой книги.
- Экспликация.
- Поэтажный план.
- Предыдущие правоустанавливающие документы на недвижимость и их нотариально заверенные копии (если в ЕГРП нет данных о собственниках недвижимости для первичной регистрации).
- Заявления установленной формы в Москомрегистрацию от покупателей и продавцов.
- Оплаченная в Сбербанке квитанция для регистрации права и сделки. Квитанция оплачивается на каждого из будущих собственников покупаемой квартиры, а также за сделку. Услуги по корректировке паспортных данных (в случае их изменения с января 2000 года) оплачиваются дополнительно по отдельной квитанции.
- Если на квартиру был наложен арест, требуется решение или определение суда о снятии ареста, которое фиксируется в ЕГРП до регистрации сделки.