FATF и Россию помирила борьба с терроризмом

Назад

Источник: ''Бюро правовой информации''Константин Фрумкин

Событие, о необходимости которого российские чиновники, банкиры и экономисты говорили уже больше года, наконец-то совершилось. Очередная сессия Рабочей группы по финансовым операциям (FATF) исключила Россию из черного списка.

Ситуация с FATF стала совершенно уникальным по своей безоблачности случаем взаимодействия российских властей с международными организациями. Ситуация развивалась буквально, как по нотам. Сначала международное сообщество выразило недовольство Россией, погрозила ей пальцем и потребовало принять меры. Российские власти приняли эти меры, международные инспекторы восхитились проделанной нами работой и сразу взяли все сказанные про Россию плохие слова обратно.

Навеки с братской Нигерией

На самом деле, впрочем, все было не так быстро. Напомним, что Россия была включена в "черный список" FATF в июне 2000 года. В списке Россия оказалось в одной компании с Египтом, Гватемалой, Венгрией, Индонезией, Израилем, Филлипинами, Нигерией, Украиной, и еще пятком территорий, известным только географам да финансистам - вроде островов Кука и Науру. И власти и общественность отреагировали на это сравнительно вяло. В прессе появились статьи о том, что оффшорных зон в мире много, но мировой капиталистический мир обойтись без них не может, так что им ничего не угрожает. Однако через год, в июне 2001 года FATF не только приняла повторное решение оставить Россию в списке, но и пригрозила введением экономических санкций в случае, если до 30 сентября в РФ не будет принят закон о противодействии отмыванию денег.

Вся страна тогда только и обсуждала вопрос о том, как ужасны западные антидемпинговые расследования, и сможет ли вступление в ВТО избавить нас от этой напасти. Если бы к антидемпинговым санкциям прибавились бы еще санкции наложенные FATF, ситуация стала бы выглядеть совсем кисло. Для кредитной организации, зарегистрированной в стране, против которой введены санкции FATF, существенно затрудняется процедура открытия филиала в государствах- членах ОЭСР. Кроме того, все транзакции с участием банков из такой страны подвергаются жесткому контролю, а нефинансовым организациям ОЭСР рекомендуется проявлять "повышенную осторожность" при работе с партнерами из страны, на которую наложены санкции.

Осознав степень угрозы интересам страны, Минфин зашевелился. Закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем" был одобрен правительством и Думой в рекордно-короткие сроки. Санкции к России применять не пришлось, поскольку уже в августе 2001 года, за месяц до истечения поставленного международной рабочей группой ультиматума, новый закон был подписан президентом Путиным.

К нам едет ревизор

На западе, впрочем, никто не запрыгал от радости. Как разъяснили эксперты FATF, готовность страны к борьбе с отмыванием денег состоит из трех элементов: законодательства, бюджетного финансирования противоотмывочных мероприятий, и организационных мер по борьбе с грязными деньгами. Закон Россия приняла, но теперь нужно посмотреть, как она будет исполнять его на практике. Как объявил исполнительный секретарь FATF Патрик Мулле, решение группы оставить РФ в "черном списке" объяснялось необходимостью "всесторонне оценить эффективность нового закона".

Однако Россия и не собиралась останавливаться на достигнутом. Дело в то, что создание системы борьбы с грязными деньгами предполагало налаживание системы всестороннего контроля за финансовыми операциями в стране. А всякий всесторонний контроль чрезвычайно нравится российской бюрократии особенно, если эта бюрократия живет в эпоху строительства вертикали власти. Поэтому довольно быстро в России был создан Комитет финансового мониторинга, в который стала стекаться информация о всех крупных финансовых операциях, происходящих на территории России.

Впрочем, этого оказалось мало. В марте этого года Россию посетили представители FATF, и заявили, что наш тотальный контроль над финансами на поверку оказался недостаточно тотальный. Прежде всего, инспекторов из Рабочей группы не устроило то, что закон требует представлять информацию о подозрительных сделках только банки, страховые и лизинговые компании, профучастники рынка ценных бумаг, ломбарды и организации, осуществляющие денежные переводы, а надо бы еще включить в этот список казино и инвестиционные фонды. Инспекторы FATF также предложили россиянам ввести "наказание за безынициативность" для тех, кто не сообщает в КФМ информацию о сомнительных сделках, не вошедших в обязательный перечень.

Недовольна иностранная миссия и тем, что для банков ЦБ ограничился лишь рекомендациями вместо обязательных правил внутреннего контроля по борьбе с отмыванием. Вывод из этого следовал однозначный: на летней сессии FATF Россию из черного списка не исключат. Дело, еще впрочем, заключалось в том, что FATF, должен был соблюдать очередность в исключении стран из "черного списка" - оказывается, Россия не могла быть вычеркнута раньше, чем страны, которые уже давно начали принимать меры для выхода из списка.

Смело мы в бой пойдем

Конечно, все эти дипломатические маневры были только внешней стороной айсберга. За кулисами постоянно шли скрытые от глаз общественности переговоры, которые лишь изредка проявлялись в открытых для прессы событиях, вроде вступления России в группу финансовых разведок Эгмонт. К тому же, международные финансовые организации не изолированы от влияний мировой политики. Поэтому, когда Буш объявил войну Саддаму Хусейну, и главной задачей всего прогрессивного человечества стала борьба с терроризмом, все недостатки российского законодательства перестали быть фатальными.

В августе на фоне первых признаков приближающейся войны российский Комитет по финансовому мониторингу объявил, что Российская Федерация предприняла все меры по устранению недостатков, отмеченных FATF при внесении России в черный список в июне 2000 года. В доказательство этого КФМ опубликовала список из 43 проделанных мероприятий. В сентябре в Россию прибыли новые ревизоры из FATF,которые выборочно проверили 3 банка в Москве, Петербурге и Туле. Выяснилось, что система КФМ работает как часы, и Россия может ожидать исключения из черного списка. Наконец, в октябре произошла очередная сессия Рабочей группы, на которой было принято два весьма интересных решения: Россия из черного списка исключается, а сама FATF, переключается на борьбу с финансовой подпиткой международного терроризма.

Думается, для любого наблюдателя становится очевидным, что та легкость, с какой Россия покинула черный список, связана именно с тем, что Россия нужна западу как один из элементов международной антитеррористической системы. Теперь FATF совместно с Всемирным банком намерена замораживать подозрительные счета и конфисковывать денежные средства, в отношении которых доказана их принадлежность террористическим организациям. FATF намерен требовать от финансовых структур стран-участников организации сообщать о всех подозрительных финансовых операциях.

Плюсы и минусы тотального мониторинга

Мировое сообщество может быть довольным. Но можно ли утверждать, что налаженная система финансового мониторинга полезна для самой России? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Во всяком случае, прямой экономической пользы от антиотмывочного законодательства нет и инвестиционный климат оно не улучшает. Скорее наоборот, навязчивый финансовый мониторинг осекает от экономики инвесторов, которые не особенно горят желанием выйти из тени. Тем не менее, Россия получает от системы борьбы с грязными деньгами некоторое количество косвенных преимуществ.

Во-первых, собственная финансовая система наконец-то станет для отечественных властей более прозрачной и управляемой. Власти узнают, в каких направлениях в России движутся финансовые потоки. Во-вторых, российским банкам станет несколько проще налаживать корреспондентские отношения со своими зарубежными коллегами. Как известно, внутри России именно банковское сообщество было в наибольшей степени заинтересовано в том, чтобы Россия добилась отмывки своей репутации, в противном случае отечественные коммерческие банки могли испытывать на себе дискриминационное отношение как со стороны западных коллег-банкиров, так и со стороны западных властей.

Сам черный список, тем временем, заморозили, то есть новых стран неудачников в него в течение как минимум года включать не будут. Теперь сотрудники FATF вместе со специалистами Международного валютного фонда и Всемирного банка будут уговаривать страны, заподозренные в финансовой нечистоплотности, изменять свои "антиотмывочные" законы. Этот подход назван "принципом общего сотрудничества". Впрочем, новый подход ничего не изменит для стран, которые уже оказались в списке. Сохраняется вероятность, что против них будут использованы санкции.

Оригинальная версия статьи