Источник: ''Бюро правовой информации''Ирина Склярова
В конце сентября окончательно разрешился конфликт между подмосковными налоговиками и владельцами дач по поводу повышения платы за землю. Налогоплательщики в результате отделались легким испугом. Несмотря на то, что государство заявляет об окончании налоговой реформы, всерьез ущемлять интересы налогоплательщика оно пока не смеет.
В течение нескольких месяцев владельцы дачных участков Подмосковья были взбудоражены намерением налоговых органов перерассчитать налог за пользование землей. Удрученные плохой собираемостью налогов в текущем году, подмосковные налоговики нашли "легкий" выход из ситуации. Они объявили, что в течение более десяти лет плата за землю взималась по гораздо более низкой ставке, чем положено по закону. "Исправляя" ситуацию, фискалы вменили хозяевам дач к уплате гигантские суммы налога, перерассчитав его, к тому же, за три года предыдущих года. В результате наиболее сильно пострадали от решения налоговиков те, кто не успел завершить на своем участке строительство дома, либо не зарегистрировал свое жилище в качестве своей собственности.
В конце лета хозяева домов в Подмосковье начали получать извещения с требованиями уплатить положенный налог на землю. Велико же было их удивление, когда они узнали, что налог с шести-десяти соток составляет теперь более 10 тысяч рублей. Причем такие же суммы обязали платить даже тех, кто вообще не начали никакого строительства на выделенном под дачный домик участке, потеряв, к примеру, во время дефолта все деньги.
Новация налоговиков вызвала столь массовое возмущение владельцев дач, что областная администрация и законодатели всерьез испугались социального всплеска. Налоговикам пришлось пойти на попятную. Доначисление налогов за три предшествующих года приостановлено. Однако из-за соображений, что областной бюджет все же надо пополнять, был найден компромисс. Ставки останутся высокими, однако многим категориям налогоплательщиков будут предоставлены льготы по налогу. Сложилась невиданная ранее ситуация, когда налоговики сами предложили местным законодателям весь возможный арсенал льгот, установив которые, депутаты смогут избавить облегчить населению вмененную земельную повинность.
Теперь дело за законодателями. Вариантов для облегчения налогового бремени несколько. Первый и наиболее простой вариант - ввести льготы отдельным категориям налогоплательщиков законом Московской области или решениями совета депутатов муниципальных образований. Этот вариант хорош тем, что позволяет законодателям "даровать" льготы всем тем, кому они сочтут нужным. К примеру, пенсионерам, военнослужащим, многодетным семьям. Согласно закону "О плате за землю", на местном и областном уровнях можно прольготировать до 80 % от суммы, вмененной к уплате. Некоторые районы уже взяли на вооружение такую практику. К примеру, в Пушкинском районе уже действует ставка в размере 7, 56 рублей за сотку для тех граждан, чей доход менее 5 тысяч рублей в месяц. В других районах льготы предоставили тем, кто признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Вторым вариантом льготирования может стать переоформление свидетельств о выделении земли под строительство жилого дома в свидетельства о выделении земли в личное подсобное хозяйство. Земля подсобного хозяйство облагается по ставке, равной ставке налогообложения сельских земель.
Наконец, возможный путь минимизации налогообложения земли - предоставление всем застройщикам налоговой льготы, действующей три, пять или сколько угодно лет (на усмотрение местных законодателей) после выделения земли. Однако подобный путь минимизации налогов вызывает сомнения. Такой способ, конечно, поможет избегать уплаты полной сумму налога теми, кто по объективным причинам не может в короткие соки завершить строительство дома. Но в то же время этот вариант наверняка будет большим соблазном для налогоплательщика вновь начать использовать формулу "недострой налогом не облагается", когда не прикрученная дверная ручка позволяет платить налог в десятки раз меньше положенного.
Попытаться облегчить жизнь налогоплательщикам могут не только региональные и местные законодатели. Исполнительная власть, если захочет, также может поучаствовать в облегчении участи подопечного населения. К примеру, финансовые органы власти вполне могут предоставить налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по налоговым платежам.
Все перечисленные способы минимизации налогообложения являются абсолютно законными. Более того, УМНС Московской области рекомендовало руководителям местных налоговых инспекций самим проявить инициативу и обратиться в советы депутатов и администрации своих районов с предложениями по установлению льгот.
В прежние годы владельцы частных домов Подмосковья также платили земельный налог. Однако размер налога был мизерным. Согласно закону 1991 года "О плате за землю", участки, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, индивидуальным) облагаются налогом в размере 3 % от общей суммы земельного налога, установленного в этой местности. Владелец дома уплачивал налог за землю в размере чуть более сотни рублей в год.
В нынешнем году налоговики решили, что пользоваться правом платить лишь 3 % от суммы всего налога могут лишь те, чей дом подпадает под определение "жилой". По мнению налоговых органов, дом не становится жилым, пока собственность на него не зарегистрирована в БТИ. Незарегистрированное строение называется "жилищным строительством" и облагается налогом по полной стопроцентной ставке. Посчитанный по полной ставке налог составляет теперь 3-4 тыс. рублей в год. Формально никаких норм закона налоговики не нарушили. Они лишь "приняли к исполнению" закон 1991 года. На вопрос, почему именное сейчас они начали трактовать закон по иному, УМНС Московской области отвечало, что во время принятия закона не было столь массового строительства. Теперь же, якобы, целые кварталы дач-новостроек живут в незарегистрированных домах и незаконно пользуются льготами. Дополнительным аргументом для налоговиков служило и то, что перерасчету подверглась лишь плата за землю, выделенную под строительство в городской черте. Владельцы дач, расположенных на землях, относящихся к сельской местности, по-прежнему платят лишь 3 % от суммы налога. По логике фискалов, те, кому удавалось получить землю в черте городов, люди настолько обеспеченные, что не нуждаются в налоговых льготах. Хотя на самом деле граница между сельскими и городскими землями зачастую весьма условна, земля под дачное строительство выделялась как на тех, так и на других.