Побудь еще, налог продажный!

Назад

Источник: ''Российская газета''Ирина Колодина

Снижение налогов в России может быть отложено до лучших времен

Совсем недавно вице-премьер - министр финансов Алексей Кудрин высказался в том духе, что отмена налога с продаж, возможно, будет перенесена на год. Напомним, что ранее было принято решение о его ликвидации с 1 января 2004 года. И, по словам замминистра финансов Михаила Моторина, уже прорабатываются механизмы, позволяющие продлить действие продажного налога. На более поздний срок могут быть передвинуты и другие ближайшие цели налоговой реформы - снижение НДС и ЕСН. Если ранее говорилось, что ставки сократят уже с начала 2004 года, то теперь речь идет уже о 2005-м. По словам А. Кудрина, к этому сроку ЕСН будет снижен до 30 процентов (сейчас 35,6 процента), а НДС до 16-17 процентов вместо нынешних 20.

Подобное развитие событий предсказывали многие эксперты. Что касается налога с продаж, то его нечем заменить. И региональные бюджеты, в которые налог зачисляется, из-за его отмены лишатся не одного миллиарда рублей. Тем более что с будущего года территории и так лишились серьезного подспорья в виде дорожного налога.

Менее очевидными кажутся причины переноса срока снижения единого социального налога. Это один из немногих налогов, который в этом году исправно собирается. Более того, план по сбору ЕСН стабильно переполнялся. Этот факт дал возможность многим экономистам говорить о том, что сейчас сложилась благоприятная конъюнктура для снижения ставки налога. Эту точку зрения поддерживает, в частности, председатель бюджетного комитета Госдумы Александр Жуков. Правительство, однако, смотрит дальше. По словам Алексея Кудрина, в 2005 году ожидается дефицит Пенсионного фонда в связи со складывающейся в России демографической ситуацией.

Впрочем, скорее всего, говорить, что налоговая реформа в России закончилась, преждевременно. Похоже, что все будет зависеть от того, как будут собираться налоги. В этом году возникли серьезные проблемы с выполнением доходной части бюджета. План по сбору налогов не выполнялся, несмотря на то, что был пересмотрен и согласно решению Правительства снижен. В среднем в этом году бюджетные назначения по налогам выполнялись менее чем на 95 процентов. И как заявил на прошлой неделе премьер-министр Михаил Касьянов, "дальнейшие шаги по налоговой реформе будут зависеть от качества сделанного социально-экономического прогноза и усилий налоговых органов". Касьянов также подчеркнул, что в 2003 году политика снижения налогового бремени будет продолжена.

По словам премьера, в этом году налоговая нагрузка снизилась на 4 процента, а на будущий год она уменьшится еще на 0,4 процента. На сегодняшний день государство изымает в виде налогов и сборов почти 40 процентов национального дохода. По мнению советника Президента России Андрея Илларионова, этот уровень в два раза превышает оптимальный для развития экономики.

Между тем

Транспортный налог планируется ввести в Москве с 1 января 2003 года. Как сообщили источники в городской администрации, правительство Москвы одобрило проект закона "О транспортном налоге". Этот закон разработан в соответствии с Налоговым кодексом. Согласно проекту документа, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, не самоходные и другие транспортные средства.

Ставка налога для легковых автомобилей от 70 до 100 л.с. составит 5 рублей с каждой лошадиной силы, от 100 до 150 л.с. - 10 рублей с каждой л.с., от 150 до 200 л.с. - 15 рублей, от 200 до 250 - 20 рублей, свыше 250 л.с. - 30 рублей с каждой лошадиной силы. Для мотоциклов до 20 л.с. ставка налога составит 3 рубля с каждой л.с., от 20 до 35 л.с. - 6 рублей, свыше 35 л.с. - 15 рублей. Снегоходы и мотосани с мощностью двигателя до 50 л.с. будут облагаться по ставке 8 рублей с каждой л.с., свыше 50 л.с. - 15 рублей. Для самолетов, вертолетов и иных воздушных судов, имеющих двигатели, ставка налога составит 25 рублей с каждой лошадиной силы, а для других водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей, 200 рублей с каждого транспортного средства. Организации будут перечислять налог самостоятельно, а сумма налога, подлежащего уплате физическими лицами, будет исчисляться налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются гражданами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

Интерфакс