Источник: журнал "Двойная запись" № 14Интервью взяла Елена Кудымова
В этом году среди многочисленных консалтинговых, аудиторских и прочих фирм, занимающихся консультированием налогоплательщиков, появилась еще одна структура – Палат налоговых консультантов. О целях ее создания и о том, чем реально палата сможет помочь каждому налогоплательщику, с президентом Палаты, Дмитрием Черником беседовал наш корреспондент.
Дмитрий Георгиевич начал издалека:
– Российское налоговое законодательство у нас в стране молодое. И не удивительно, что оно до сих пор все еще остается противоречивым и запутанным. И развивалась наша система налогообложения синусоидально: налоги то повышались, то резко понижались. Ввели, например, в 1992 году НДС – 28 процентов. И стал у нас НДС едва ли не самый высокий в мире. Когда убедились в том, что не стоило этого делать, и поняли, что НДС фактически сдерживает развитие предпринимательства и рыночной экономики, кинулись в другую крайность: резко снизили этот налог с 28 до 20 процентов (как вы понимаете, это не 8 процентов разницы, а 8 пунктов, что составляет почти 30 процентов). Увидели, что бюджет разваливается, ввели спецналог по базе НДС, и он вырос до 23 процентов. Такие «зигзаги» были практически по всем налогам.
- Иными словами, нет пределов совершенства...
- Да. В природе вообще не существует универсальной налоговой системы, которая годилась бы на все времена. Экономическая ситуация диктует определенную маневренность, и постоянные изменения в налоговом законодательстве неизбежны. Но когда на западе налоговая реформа проходит раз в десять лет или раз в пятилетку, - это нормально, а если, как в России, реформы случаются по пять раз в год, то это уже ненормально.
К сожалению, мы как не имели, так и не имеем научной базы под российское налогообложение. Помимо этого, у нас нет и квалифицированных специалистов, которые могли бы элементарно отработать тексты законов о налогах. Все то многообразие, которое встречается в работе, в сделках, в имущественных отношениях предприятий, трудно уложить в рамки одного законодательного текста. Поэтому налоговые органы и занимаются трактовкой законов, чего делать не должны. Налоговая служба должна быть исполнительным органом, а не законодательным, как получается в данном случае. Тем не менее, совершенно очевидно, что наша усложненная налоговая система требует комментариев и разъяснений от людей, профессионально занимающихся налогообложением. Откуда эта помощь может прийти? Со стороны государства? Налоговая служба и без того перегружена текущими делами по контролю за огромным количеством предприятий. Она просто физически не в состоянии еще и консультировать людей. Одно время вообще существовал запрет на консультирование налоговыми органами налогоплательщиков (он и сейчас действует, правда, негласно). Налоговый кодекс вменил в обязанность налоговым службам давать разъяснения, но консультации, которые требуют налогоплательщики, это совершенно другое. И никакой серьезной консультационной службы у нас в стране до сих пор не было.
- Но ведь существуют различные консалтинговые, консультационные фирмы, которые оказывают подобного рода услуги. У самого министерства имеется консультационная служба…
- Совершенно верно. Но они все разрозненны, и работают каждый сам по себе: дают разъяснения, трактуют, толкуют... И каждый делает это по-своему. Люди, которые работают в области налогового консультирования, должны быть объединены. Необходимо создать и единую методологическую базу профессионального налогового консультирования. Первым в этом направлении стало работать опять-таки МНС еще в 1999-2000 годах. Министерством действительно была создана центральная консультационная служба (которая, кстати, сейчас тихо умирает), и был создан центральный консультационный совет при МНС (который сейчас тоже почти не работает). Два года назад Министерство труда и социального развития постановлением от 4 августа 2000 года № 57 ввело в квалификационный справочник квалификацию «Консультант по налогам и сборам». Разработана программа для приобретения квалификации налогового консультанта, которая рассчитана на высоко квалифицированных экономистов, финансистов и юристов, с определенным опытом работы в области налогообложения.
МНС были аккредитованы пять московских вузов на право обучения консультантов по налогам и сборам. Это Государственный университет управления, РЭА им. Г.В. Плеханова в лице института «Синергия», Московский социально-экономический университет, учебно-методологический центр при МНС России… В пятом вузе, к сожалению, аккредитация пока приостановлена в связи с нарушением некоторых требований по реализации программы. Сейчас у нас лежит еще 12 заявок от вузов на аккредитацию, среди которых представители всех регионов России. Среди московских вузов – МГУ, Академия народного хозяйства, университет дружбы народов... Программа – это дополнительный курс образования, по которому на сегодня прошли обучение уже порядка 600 человек. Сам курс длится 2,5-3 месяца, средняя стоимость обучения составляет порядка 18 тысяч рублей за весь курс. По окончании курса слушатели получают свидетельство государственного образца о повышении квалификации в сфере «налоги и налогообложение» и квалификационный аттестат палаты. Слушатели этих курсов вправе называть себя налоговыми консультантами.
- И вы решили этих людей объединить…
- О необходимости объединения, создания единого методологического подхода стали говорить в первую очередь сами слушатели. Их инициатива и стала толчком для объединения аккредитованных вузов, которые и учредили Палату налоговых консультантов. В состав учредителей дополнительно вошел Российский новый университет. Все учредители автоматически становятся членами палаты. Цели ее создания – развитие профессионального консультирования в стране, оказание содействия налоговым консультантам, предоставление информации о налоговых консультантах налогоплательщикам…
- Что вы успели сделать за эти полгода?
- Палата появилась в январе, но к практической деятельности она приступила в мае. Все это время ушло на разрешение различных организационных вопросов. В мае мы провели первую конференцию по проблемам профессионального налогового консультирования. Конференция вызвала огромный интерес у специалистов. Люди приехали из 19 регионов страны. После запланированных докладов, когда мы обратились к залу с предложением выступить, желающих оказалось более, чем достаточно. Люди хотят объединиться. От палаты требуют расширения деятельности, модернизации программы с теми изменениями, которые прошли в Налоговом кодексе, требуют активных действий в регионах. Поэтому я считаю, что у палаты – блестящие перспективы.
- Чем вы сможете быть полезными для налогоплательщиков? Не превратится ли ваша организация в некую бюрократическую структуру?
- Если перед несколькими сотрудниками палаты поставить задачу - быть полезным каждому налогоплательщику (кстати, только юридических лиц у нас в стране более 3 млн) и ориентироваться на то, чтобы каждый из них мог прийти и проконсультироваться у нас, это все равно что превратить палату в консультационный пункт. Такой цели мы себе не ставим. Палата должна стать методологическим органом, который с одной стороны объединяет налоговых консультантов, а с другой стороны, помогает в расширении их деятельности. Хотя, отказывать людям, которые будут обращаться к нам с конкретными вопросами, мы не будем, потому что это может попросту скомпрометировать саму идею налогового консультирования. Необходимо найти разумное сочетание того и другого. С одной стороны в палате существует комитет по налоговому консультированию (там работают всего два человека, но они есть). Это люди, которые могут дать вам консультацию уже сегодня, причем бесплатную. Другой вопрос - сколько человек они смогут принять? Понятно, что немного. Основной костяк палаты будет все-таки заниматься вопросами методологии.
Наша задача состоит в развитии сети консультационных пунктов, консалтинговых организаций, подготовке налоговых консультантов, как людей свободной профессии. С налогоплательщиками будет работать налоговый консультант, а с налоговыми консультантами - палата. Мы их обучаем, переобучаем, аттестуем, проверяем квалификацию, организовываем обмен опытом, информируем о них население. Если к нам обратится налогоплательщик, мы подскажем ему, по какому ближайшему для него адресу он сможет обратиться к консультанту. Если же проблема возникла у налогового консультанта, с ним будут работать соответствующие комитеты палаты. Если и мы не найдем ответа на его вопрос, мы будем обращаться в МНС, Минюст, Минфин и т.д. Кроме того, на стадии подготовки законодательных актов наши специалисты будут активно взаимодействовать с законодателями, потому что наши сотрудники имеют возможность обобщить «низовой» опыт. Мы будем смотреть на вопросы налогообложения не только с точки зрения государства, но и с точки зрения налогоплательщика.
- Кто может стать членом палаты?
- Членами палаты могут быть как юридические лица, так и физические, но имеющие определенную квалификацию. Если это предприятие, то консалтинговая или аудиторская компания, а не мясокомбинат. С 2003 года для них будет введено обязательное условие – не менее двух аттестованных специалистов в сфере налогового консультирования, потому что мы должны отвечать за их профпригодность. Если это физическое лицо, то это только аттестованные налоговые консультанты. Физическим лицам мы будем отдавать предпочтение, особенно тем, кто прошел обучение в вузах, являющихся учредителями палаты.
Для членов палаты предусмотрен вступительный и ежегодный взносы. Для физических лиц вступительный взнос – 6 тысяч рублей, членский – 2 тысячи рублей в год, для юридических лиц – 60 тысяч вступительный и 25 тысяч рублей – членский взнос. Но это расценки для Москвы, для регионов мы договорились эти цены снизить. За основу взят уровень среднемесячной заработной платы в каждом регионе по данным Госкомстата. При этом ни один член президентского совета не будет получать какого-либо вознаграждения, у нас все работают на общественных началах. Все мы занимаем крупные должности и вполне обеспеченные люди. Я, например, являюсь президентом консалтинговой фирмы. Получать зарплату в палате будут только директор и председатели комитетов.
- В таком случае, куда пойдут все эти сборы?
- На развитие целей и задач палаты, наработку стандартов, правил и единообразных условий налогового консультирования. Этим будут заниматься специалисты, которым мы будем платить. Средства нужны на проведение тех же семинаров.
- Вы уже говорили о необходимости создания отделений палаты в регионах. Входит ли это в ваши ближайшие планы?
- Пока мы не планируем открытие филиалов на местах, но уже создаем свои представительства. Это значит, что в том или ином регионе палату будет представлять некое уполномоченное лицо, которое не будет заниматься практической деятельностью, а будет только рассказывать о деятельности палаты, о ее целях и задачах. В Санкт-Петербурге, например, уже открыто наше представительство на базе общества «Знание». Практической деятельностью будут заниматься аттестованные налоговые консультанты и члены палаты, которые пользуются всей ее информационной и правовой поддержкой.
- Дмитрий Георгиевич, ни для кого не секрет, что вы – выходец из МНС. Насколько политика палаты будет совпадать с политикой Министерства по налогам и сборам?
- Это зависит скорее от политики министерства, а не от политики палаты. В принципе, задача у нас одна – четкое соблюдение налогового законодательства, полнота и своевременность налоговых поступлений в бюджет. В этом заинтересовано государство, следовательно, должно быть заинтересовано и Министерство. В том, чтобы грамотно платить налоги, заинтересована и основная масса налогоплательщиков (я не говорю о тех, кто идет на налоговые правонарушения сознательно), чтобы не переплачивать эти налоги или не платить штрафы. Но и оптимизация налогов, их минимизация тоже представляет всеобщий интерес. Ведь государству гораздо выгоднее, чтобы любой налогоплательщик платил тот минимум налогов, который он обязан платить, чем бороться с этим налогоплательщиком, штрафовать его и т.д.
- Значит ли это, что политика палаты будет являться логическим продолжением политики МНС?
- Не политики МНС, а политики государства. Потому что у МНС может быть своя стратегия. Например, МНС решило собрать в этом квартале как можно больше налогов, чтобы закрыть бюджетные дыры. И потому министерство может задержать возврат НДС, может «не заметить» переплату налога и не вернуть деньги вовремя. То есть, как и в жизни любой организации, у МНС есть своя тактика. И я совершенно не планирую, чтобы палата налоговых консультантов шла в хвосте МНС и была его продолжателем. Политика государства, определяющая интересы государства и налогоплательщиков – на первом месте. Каждый должен заниматься своим делом: мы будем консультировать, а налоговые органы – собирать налоги.
Когда я работал начальником московской налоговой инспекции, то был единственным членом коллегии, который голосовал против приказа МНС, запрещающего консультирование налогоплательщиков работниками налоговых органов. Тогда же я создал в Москве учебно-информационный центр, в котором наряду с налоговыми инспекторами, обучались и налогоплательщики. В свою бытность начальника московского управления, я ориентировал налоговые инспекции на работу с налогоплательщиком, исходя из того, что он приносит деньги в казну, а не является потенциальным преступником. Я ориентировал службу на сбор налогов, а не штрафов. Когда было запрещено налоговое консультирование, мы в учебно-информационном центре создали группы налоговых консультантов для налогоплательщиков. И на примере работы этого центра еще раз убедились, какая колоссальная потребность существует в налоговом консультировании. Первое, чего я добился, будучи уже заместителем министра, это отмены того самого приказа о запрете консультаций. Именно с моей подачи появилась у нас сама квалификация консультанта по налогам и сборам. И когда возникла идея создания независимой общественной организации, то инициаторы опять же пришли ко мне за содействием. Мне предложили стать президентом этой палаты, и у меня просто не было мотивов отказаться от этого предложения. Я помню слова одного академика, с которым общался еще будучи инженером. Так вот, он мне сказал: «Не надо бояться много работать. Это миф, что работать много - вредно».
Родился 7 августа 1937 года в г. Москве. В 1961 году окончил Московский авиационно-технологический институт. Доктор экономических наук, профессор, действительный член РАЕН.
Работал инженером в авиационной промышленности. Далее - в системе Мосгорисполкома: 1987-1989 гг. - начальник Главного финансового управления Мосгорисполкома, 1989-1990 гг. - заместитель председателя Исполкома Моссовета.
В 1990-1999 гг. - начальник Государственной налоговой инспекции по г. Москве, член Коллегии Государственной налоговой службы РФ, государственный советник налоговой службы 1 ранга. В 1999-2001 гг. - заместитель министра РФ по налогам и сборам.
Автор более 100 научных работ в области экономики и финансов, почетный доктор наук Российской экономической академии им. Плеханова, член Итальянской академии социологии и экономики.
Должностные обязанности. Оказывает консультационные услуги организациям, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, и физическим лицам по применению налогового законодательства. Дает необходимые рекомендации по: формированию налоговой базы по видам налогов и сборов; составу затрат, относимых на себестоимость для целей налогообложения; использованию льгот, предоставляемых налоговым законодательством различным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов; соблюдению установленного порядка исчисления и уплаты налогов и сборов и источникам их выплаты. Консультирует по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, по вопросам прав и обязанностей налогоплательщиков, а также по порядку обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц. Разрабатывает варианты оптимизации налогообложения применительно к специфике деятельности организаций и физических лиц; информирует их о налоговом законодательстве и дает разъяснения по применению нормативных правовых актов, регламентирующих налогообложение юридических и физических лиц. Осуществляет мониторинг изменений и дополнений, вносимых в законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся налогообложения, содействует правильному исчислению и полноте уплаты налогов и сборов.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие налогообложение юридических и физических лиц; методические материалы, касающиеся предпринимательской и иной деятельности организаций и физических лиц; основы законодательства о труде; порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности; порядок ведения налогового учета и составления налоговой отчетности; порядок проведения налоговых проверок; принципы организации предпринимательской деятельности; порядок заключения, изменения, оформления и прекращения гражданско-правовых договоров; современные информационные технологии; этику делового общения; правила и нормы по охране труда.
Требования к квалификации: Высшее профессиональное (экономическое или юридическое) образование, дополнительная подготовка в области налогов и сборов и стаж работы по специальности не менее 3 лет или среднее профессиональное (экономическое или юридическое) образование, дополнительная подготовка в области налогов и сборов и стаж работы по специальности не менее 5 лет.
Цитата из Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37 (изм. Постановлением от 4 августа 2000 г. № 57)
На журнал можно подписаться по телефону (095)785-01-13.