Источник: ''Бюро правовой информации''Николай Семенов
Глава Минэкономразвития Герман Греф выдал сегодня "загогулину", которая поставит в тупик не одну светлую голову. Выступая на конференции в Brunswick, министр заявил, что "резервы по снижению налогового бремени в РФ находятся в коридоре исчерпания". Что это означает, чиновник пояснил самостоятельно: "дальнейшие шаги по проведению налоговой реформы должны коррелироваться с доходами бюджета". Из этих цитат следует, что, если уменьшение ставки какого-либо налога приведет к росту поступлений в бюджет, то ставка будет снижаться, если государство рискует не досчитаться ожидаемых поступлений в результате - извините, граждане предприниматели, поблажек не дожидайтесь. К произнесению приведенных выше цитат руководителя МЭРТа подтолкнул "недобор" в первом полугодии 2002 года. Если в бюджетном задании в графе "налог на прибыль" числилась цифра в 100,75 млрд. рублей, то реально удалось собрать только 84,25. Как объяснил Герман Греф, разница в 13 миллиардов образовалась вследствие снижения ставки налога с 1 января этого года с 35 до 24%. Однако при этом остается непонятным, можно ли точно просчитать, к чему приведет игра с налоговыми ставками в нашей стране, и как тогда сможет правительство в будущем определять заранее, уменьшать ставку налога или нет.
Отчасти поведение министра можно объяснить растерянностью, ведь правительство "столкнулось с такой ситуацией впервые". До этого, по его словам, снижение ставок приводило к увеличению собираемости налогов. Однако это, видимо, не вполне так, поскольку, по данным главы Минфина Алексея Кудрина, общая сумма отмененных по инициативе российского правительства за последние два с половиной года налогов достигла 4 процента ВВП, в то время как объем реально собираемых налогов вырос за то же время только на 3 процента ВВП. Таким образом, при уменьшении налоговых ставок в среднем государство теряло больше в последние годы, чем приобретало. И это доказывает, что мы, по крайней мере, в некоторых отношениях такая же страна, как и любая другая держава со стабильной экономикой. Ведь и в США, и в Евросоюзе увеличение или уменьшение ставок вызывает прямо пропорциональные изменения в общем размере налоговых сборов. Надо найти деньги на новые социальные программы - надо увеличить налоги.
Конечно, уход от налогов гораздо более характерен сегодня для российского предприятия, чем для немецкого. И поэтому у нас эффект иногда бывает обратный. Но нельзя ведь так буквально понимать цель снижения давления государства на хозяйствующие субъекты: "утром дать вздохнуть, в обед деньги". Речь-то о стратегическом становлении российского бизнеса, об укреплении промышленности и малых предприятий. И федеральный министр не может этого не понимать. Ведь, по сообщению самого Германа Грефа, только за январь-август этого года ВВП вырос на 4 процента "в основном за счет увеличения объемов промышленного производства, производства в сельскохозяйственном секторе, а также роста объемов розничной торговли". По данным министра, промышленное производство за 8 месяцев выросло на 3,8 процента (лидируют цветная металлургия, пищевая отрасль, топливная промышленность, а также строительное производство), оборот розничной торговли - на 8,8 процента, инвестиции в основной капитал - на 4,5 процента. Именно промышленный рост помог "преодолеть негативные тенденции, которые наблюдались в российской экономике в конце прошлого года".
Возможно, Герман Греф желал погрозить руководителям и владельцам бизнесов с высокой трибуны пальчиком: что, мол, вы недостаточно прониклись государственной задачей. Но они прониклись: ведь доходная часть бюджета в этом году составляет 70 миллиардов долларов США, а еще четыре года назад она едва переваливала за 20. Да и грозить надо где-нибудь на встрече в торгово-промышленной палате или в стенах РСПП, а вот на ежегодной встрече инвесторов в серьезной международной организации внезапно намекать на изменение налоговой политики государства члену правительства: уже чересчур. Непонятно как-то.
К счастью, слова Германа Грефа прозвучали диссонансом на фоне выступлений других высокопоставленных чиновников. Как заявил сегодня перед той же аудиторией советник президента Андрей Илларионов, 40-процентный (от ВВП) уровень налогообложения является одним из главных препятствий для экономического роста России. Оптимальный уровень, позволяющий обеспечить экономический рост, по словам Андрея Илларионова, в два раза ниже и составляет порядка 20 процентов. В качестве примера благополучной экономической ситуации советник президента привел ситуацию в Казахстане, в котором при уровне налогообложения в 22 процента от ВВП за последние три года обеспечен экономический рост на уровне 11 процентов. На днях в необходимости снижать и дальше налоговое бремя и довести до конца налоговую реформу уже в 2003 году заявил в Госдуме депутатам руководитель Управления по налоговой политике министерства финансов Александр Иванеев. По его словам, Минфин ожидает, что за время осенней сессии Госдумы будет принято несколько изменений в налоговом законодательстве: "Надо дать налогоплательщикам 2-3 года поработать спокойно, чтобы они смогли адаптироваться в новых налоговых условиях". В этом же направлении ориентировал общественность и шеф Иванеева, министр Алексей Кудрин, который заявил, что к 2005 году ставку единого социального налога надо снизить с 39 процентов до 30, а налог на добавленную стоимость уменьшить с 20 до 16-18 процентов.
Заместитель председателя бюджетного комитета Думы, бывший министр финансов Михаил Задорнов пошел еще дальше. Ставку налога на добавленную стоимость необходимо уже в 2003 году снизить хотя бы до 15 процентов, а базовую ставку единого социального налога надо резко сократить, заметил не так давно депутат коллегам по нижней палате парламента. Сегодня "дезориентированы целые сферы: при часто меняющихся правилах игры невозможно строить долгосрочные планы," - добавляет г-н Задорнов.
Для большинства и министров и депутатов ситуация прозрачна: государству нужен экономический рост, который, если верить зарубежному опыту, начинается при снижении уровня налогообложения ниже 25 процентов. Но что хотел сказать зарубежным инвесторам министр Герман Греф, и какой знак следует видеть в его речи российским предпринимателям - остается неизвестным. Скорее всего, дезориентировать: