Источник: ''Российская газета''Юрий Киринициянов, Владимир Кузнечевский
В Астане состоялось заседание Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, на котором был поставлен в практическую плоскость вопрос о создании единого таможенного пространства пяти евроазиатских стран, единого энергетического баланса и общей валюты.
Отметим, пожалуй, впервые за последние 11 лет сложилось впечатление, что на постсоветском экономическом поле появилась реальная международная экономическая организация, которой по силам решить проблему восстановления разорванных в 1991 году экономических связей между бывшими республиками Советского Союза.
В повестку дня заседания глав правительств Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана официально было включено 23 вопроса, но по ходу дела возникла необходимость еще и расширить ее. Так, глава российского Правительства Михаил Касьянов предложил коллегам обсудить проблему введения единой валюты, вначале как расчетной единицы, а потом и в виде платежной.
Не секрет, что в настоящее время неформально в виде такой расчетной единицы в евразийских странах используется американский доллар, что осложняет рост товарооборота между евроазиатскими странами. Особенно заметно это во взаимоотношениях между мелкими товаропроизводителями, которые играют заметную роль во взаимном товарообороте. Так, обменные пункты в столице Казахстана принимают только американские доллары (один доллар = 154 казахстанских тенге), в то время как на казахстанских рынках среди "челноков" бойко идет торговля российскими рублями (один рубль = пять тенге).
А проблемы с товарооборотом существуют немалые. Михаил Касьянов на заседании особо обратил внимание на то, что если в физическом объеме товарооборот в рамках "евразийской пятерки" растет, то в стоимостном выражении, наоборот, падает, и это, как он выразился, "внушает нам заботу".
Действительно, предложенные Секретариатом ЕврАзЭС главам правительств статистические выкладки, показали, что если общий импорт стран - членов ЕврАзЭС в 2001 году вырос почти на 17, а экспорт снизился на 2,5 процента, то во взаимной торговле импорт снизился на 0,2 процента. Сальдо во взаимной торговле осталось отрицательным, а по сравнению с 2000 годом оно снизилось на 33 процента.
Чтобы преодолеть эти негативные тенденции, нужно от решения локальных проблем перейти к прорывным решениям, подчеркивали главы правительств в процессе обмена мнениями. В этом плане премьер-министры активно реагировали на предложение российского коллеги энергичнее идти в законодательной сфере на создание единого таможенного пространства, единого экономического баланса для всех пяти стран и единой энергетической системы.
Как показала эта встреча, интеграционные процессы развиваются непросто. Так, рабочие группы, готовившие это заседание, не смогли прийти к общему мнению по формированию единых тарифов в таможенной зоне и транспортных тарифов (на последнем в особенности настаивал премьер-министр Республики Казахстан Имангали Тасмагамбетов), и главы правительств постановили продолжить активную работу в этом направлении.
Живая дискуссия развернулась по поводу формирования согласованной позиции при вступлении в ВТО. Здесь налицо пока еще разные позиции, и это напрямую касается формирования единых таможенных тарифов. Если Россия, Белоруссия и Казахстан уже далеко продвинулись в этом направлении (согласованы позиции по 60 процентам товарного ассортимента), то с Киргизией и Таджикистаном эта цифра едва достигает 12 процентов. В связи с чем Киргизии предложено согласовать с ВТО, членом которой она является, свои позиции и подтянуться до уровня названных трех стран, а Таджикистану предложено привести национальный Таможенный тариф в соответствие с принятыми в рамках ЕврАзЭС обязательствами.
В этой связи президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил в первом квартале следующего года провести форум предпринимателей стран - членов ЕврАзЭС. А очередное заседание Межгоссовета решено провести в Москве в третьей декаде февраля 2003 года.