Источник: ''Российская газета''Михаил Тюркинзаместитель начальника Федеральной миграционной службы МВД России
Внешняя миграция и связанные с ней процессы в последние годы стали особыми и долговременными факторами, оказывающими все более заметное влияние на социально-политическую ситуацию в России. В силу определенных социально-экономических причин Россия на сегодняшний день вынуждена привлекать рабочую силу извне.
В последнее время наблюдается тенденция роста численности иностранных рабочих. В 2001 году в России было официально выдано разрешений для осуществления трудовой деятельности 283 тысячам человек против 213 тысяч в 2000 году. Хотя, по экспертным оценкам, в Российской Федерации в настоящее время осуществляют трудовую деятельность более 1,5 миллиона иностранных граждан и лиц без гражданства.
Многие иммигранты, прибывая к нам в поисках лучшей жизни, абсолютно не реагируют на правовые обязанности, которые они должны соблюдать на нашей территории. В целях урегулирования положения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России 25 июля т.г. принят Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который вступает в силу с 1 ноября 2002 года. Следует отметить, что закон принят не для ужесточения положения иностранцев, а для того, чтобы урегулировать с правовой точки зрения их пребывание на территории страны.
До вступления в силу указанного закона порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы регулируется Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2146. В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 2002 года N 232 функции по осуществлению государственного управления процессами внешней трудовой миграции отнесены к компетенции МВД России. Выдачу работодателям разрешений на привлечение иностранной рабочей силы осуществляет Федеральная миграционная служба МВД России, а выдачу подтверждений на право трудовой деятельности иностранным работникам - подразделения по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы могут выдаваться российским юридическим лицам, а также отдельным российским и иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории России, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы" от 29 апреля 1994 года N 847 действие вышеназванного Положения распространено на иностранных юридических лиц, реализующих на территории России заключенные ими контракты.
Для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников на территории России работодатель представляет в Федеральную миграционную службу МВД России следующие документы:
Предложения (заключения) органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения о привлечении работодателями иностранной рабочей силы основываются на принципе приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест и подготавливаются с учетом наличия на соответствующей территории равноценной рабочей силы и отсутствия возможности перераспределения трудовых ресурсов из других регионов страны, обеспечения равных условий и оплаты труда иностранных работников по отношению к гражданам Российской Федерации, предотвращения негативного воздействия найма иностранных граждан на условия занятости российских граждан.
Решение о выдаче разрешений принимается Федеральной миграционной службой России в течение 30 дней со дня подачи работодателем документов, предусмотренных в п. 5 указанного Положения. В случае если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи указанных документов. Мотивированный отказ в выдаче разрешения направляется работодателю в письменном виде в течение 5 дней после принятия решения об отказе в выдаче разрешения в случае предоставления работодателем неполных или недостоверных данных, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения.
В дальнейшем в ходе использования работодателем полученного разрешения в случаях нарушения им установленного данным Положением порядка использования труда иностранных работников, а также законодательства Российской Федерации и как следствие ущемление прав иностранных работников ФМС МВД России может приостановить действие разрешения до устранения допущенных нарушений, а работодатель может быть без предупреждения лишен права пользования разрешением за действие или бездействие, в результате которого возникает угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью.
В случае прекращения работодателем своей хозяйственной деятельности или осуществления мероприятий по сокращению численности или штата работников выданное разрешение теряет силу независимо от окончания срока, на который оно выдано.
Следует отметить, что установленный Положением обязательный порядок выдачи разрешений, а также подтверждений на право трудовой деятельности не применяется по отношению к иностранным гражданам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации официально признаны беженцами; постоянно проживают на территории Российской Федерации; получили убежище на территории Российской Федерации; подали ходатайство о предоставлении статуса беженца и получили разрешение на временное проживание. Указанный порядок не применяется к иностранным гражданам - деятелям науки и культуры, работающим на территории Российской Федерации в учреждениях, созданных в соответствии межгосударственными соглашениями; работникам дипломатических и консульских учреждений, а также организаций, пользующихся дипломатическим статусом, находящихся на территории Российской Федерации; религиозным деятелям, осуществляющим профессиональную деятельность на территории Российской Федерации в официально зарегистрированных религиозных организациях и обществах; членам экипажей российских морских и речных судов; студентам, проходящим производственную практику во время каникул в рамках программ российских образовательных учреждений высшего профессионального образования; корреспондентам и журналистам, аккредитованным в Российской Федерации; лекторам и инструкторам, приглашаемым для чтения курса лекций и другой работы в российских академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования; лицам, для которых определен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами.
Иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию с целью осуществления профессиональной деятельности, может работать по найму на территории Российской Федерации только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя подразделением по делам миграции МВД, ГУВД, УВД соответствующего субъекта Российской Федерации на основании полученного работодателем разрешения. Подтверждение выдается по ходатайству работодателя, заполненному по установленной форме на срок действия разрешения, и является основанием для регистрации иностранного гражданина в органах внутренних дел по месту жительства, ориентированному на место нахождения объекта, на котором он осуществляет трудовую деятельность.
Подтверждение утрачивает свою силу после окончания установленного в нем срока и может быть аннулировано в случае принятия решения о сокращении срока пребывания иностранного работника в России по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
На иностранных граждан, временно находящихся на территории России, распространяются трудовые права и обязанности, установленные трудовым законодательством Российской Федерации. Иностранцы, имеющие статус постоянно проживающих в стране, пользуются равными с гражданами России правами на трудоустройство и защиту от безработицы.
За выдачу разрешений на привлечение иностранных работников с работодателя взимается плата в размере минимальной оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации, подтверждение на право трудовой деятельности иностранным гражданам, нанятым работодателями в пределах численности привлеченной иностранной рабочей силы, установленной разрешениями, выдается бесплатно.
В случаях привлечения иностранных граждан из числа высококвалифицированных специалистов для работы на предприятиях с иностранными инвестициями, действующих на территории Российской Федерации, на должности руководителей предприятий, их заместителей, руководителей подразделений (в том числе обособленных) подтверждения выдаются без оформления разрешения, а оплата за их оформление и выдачу составляет 580 рублей.
В соответствии с заключенными Россией межправительственными соглашениями для граждан ряда государств установлен особый порядок осуществления ими трудовой деятельности, например соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, подписанное 12 государствами СНГ 15 апреля 1994 года, признаются (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном порядке их перевод на государственный язык государства трудоустройства. Трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается государствами - участниками СНГ. При окончательном выезде трудящихся-мигрантов из страны, где они работали, работодатель выдает ему справку или иной документ, содержащий сведения о продолжительности работы и заработной плате помесячно.
Положением ст. 6 названного соглашения предусматривается, что в случае, когда трудовой договор (контракт) расторгнут в связи с ликвидацией или реорганизацией предприятия (учреждения, организации), сокращением численности или штата работников, на трудящегося-мигранта распространяются льготы и компенсации, согласно законодательству государств трудоустройства для высвобожденных по указанным основаниям работников. В этом случае мигрант подлежит возвращению в государство выезда за счет средств работодателя.
Кроме того, в соответствии с подписанным 2 апреля 1996 года Договором об образовании Сообщества между Российской Федерацией и Белоруссией для граждан сторон установлены равные права в трудоустройстве, оплате труда, предоставлении других социальных гарантий, в связи с чем обязательный порядок выдачи работодателям, привлекающим рабочую силу из Белоруссии, не применяется, а белорусские работники освобождаются от получения подтверждений на право трудовой деятельности.
Общий контроль за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется органами внутренних дел. Необходимо отметить, что с 1 ноября 2002 года после вступления в силу Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" порядок осуществления государственного регулирования процессов привлечения в Российскую Федерацию иностранных работников и использования их труда претерпит ряд существенных изменений. Это связано с введением указанным законом новых норм, относящихся к осуществлению иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации, таких как квотирование приглашений на въезд указанной категории иностранцев, распространение разрешительного порядка на трудовую деятельность иностранных граждан, выполняющих работы или услуги по гражданско-правовым договорам, изменение размеров и порядка внесения госпошлины за оформление и выдачу работодателям разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и разрешений на работу иностранным гражданам, внесение работодателями средств, необходимых для обеспечения выезда иностранного работника из Российской Федерации и др.
Для реализации этих положений закона МВД России совместно с другими министерствами и ведомствами проводит работу по разработке и согласованию соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства.