Источник: ''Бюро правовой информации''Николай Семенов
Если сравнивать проект российского бюджета на 2003 год с аналогичными документами развитых европейских стран, то появляется ощущение гордости за свою страну. Сегодня парламентарии и министры Германии, Франции и Австрии, не говоря уже о Португалии, ломают копья, не в силах уменьшить бюджетный дефицит своих держав до размера хотя бы 3 процентов от ВВП. При этом никому в Европе не приходит в голову шутить на эту тему - 3-процентный рубеж является обязательным для стран, перешедших на евро, и выход за его пределы угрожает серьезным ослаблением общеевропейской валюты. Как выгодно на этом фоне смотрятся наши чиновники, не только сумевшие сделать профицитным основной финансовый документ государства, но и заложившие значительные резервы по наполнению его доходной части. Однако, по мнению членов собиравшегося вчера в столичном "Президент-отеле" Национального экономического совета (НЭС), эта эйфория исчезнет без следа, стоит вчитаться в проект бюджета повнимательнее.
По мнению бывшего министра финансов России Андрея Нечаева, все основные параметры бюджета-2003 вопросов не вызывают, однако этот документ "рассчитан на определенный цикл управленческой команды". Иными словами, правительство и чиновники из администрации президента рассчитывают на максимально яркие и красивые показатели в экономике на ближайшие два года - до президентских выборов. Что называется и престиж заработать, и денежек поднакопить. Однако уже через два, максимум четыре года, россиянам придется это финансовое шоу сполна оплатить. По прогнозу г-на Нечаева, "не исключено, что именно через этот срок в стране произойдет жесточайший экономический кризис". Излишняя концентрация финансовых ресурсов в руках федерального центра угрожает подорвать фундамент наметившегося экономического роста, поскольку в реальности бюджеты практически всех регионов будут дефицитными. И если в большинстве субъектов федерации удастся избежать серьезных сбоев с выплатой зарплат, то промышленное производство на территории всей страны будет становиться все менее выгодным.
По словам Эдуарда Росселя, в результате перекоса межбюджетных отношений в 2002 году уже сегодня предприятия Урала имеют худшие финансовые показатели, чем год назад. И это несмотря на то, что в июле промышленный рост в Свердловской области составил 12 процентов, а в августе - 14. Усугубляет пессимистичный прогноз и то, что власти, по мнению выступавших, не предпринимают усилий по созданию в стране "длинных денег", хотя сегодня эта проблема вполне решаема. В результате предприятия оказываются лишены возможности получать кредиты на приемлемых условиях, без которых они не могут переоснащать производство. Учитывая, что "финансы являются всего лишь отражением процессов, идущих в реальном секторе экономике", отсутствие "точек роста" в промышленности и аукнется финансовым кризисом через несколько лет, предвещают члены Национального экономического совета.
Провал попытки делиберализовать естественные монополии приводит к уменьшению прибыли хозяйствующих субъектов. Уже сегодня представители "Газпрома", дочек РАО "ЕЭС" и МПС пытаются продавать "альтернативные" газ, электроэнергию и услуги по грузовым железнодорожным перевозкам. На практике это означает, что платежеспособным предприятиям будут предъявляться счета по удвоенному тарифу. "Создание конкурентного рынка электроэнергии - это высший пилотаж экономистов, однако мы пытаемся развивать конкуренцию в условиях монопольно-криминальных правил игры, и все это скрыто между строк бюджета", - постулировали члены НЭС.
Стесненное положение коммерческих организаций заставляет их держать на низком уровне оплату труда наемных работников. В результате, по словам директора Института народнохозяйственного прогнозирования Виктора Ивантера, происходит отток кадров из внебюджетной сферы, а покупательная способность населения уже в ближайшие годы будет падать. В этом отношении произошедший, по официальной статистике, за последний год рост доходов населения на 40 процентов окажет скорее отрицательное влияние на экономический рост. Дело в том, что граждане все чаще будут предпочитать относительно недорогие импортные товары, в частности, одежду и бытовую технику, однако так и не смогут инвестировать в развитие отечественной экономики, вкладывая средства в покупку и строительство новой недвижимости или автомобилей.
Именно низкая оплата труда работников в частном секторе не дает, по мнению Виктора Ивантера, сформировать в стране хороший инвестиционный климат. Хороший автомобиль нельзя сделать дешевле, чем за 8 тысяч долларов, однако россияне готовы покупать массовый автомобиль, если он стоит от 3,5 до 4,5 тысяч долларов. Отсутствие платежеспособного спроса отпугивает серьезных инвесторов от вложений в автомобильную отрасль России, которая во всех развитых странах играет роль локомотива, вытягивающего вверх всю промышленность и экономику. При столь низком уровне зарплат в частном секторе нельзя иметь эффективное производство, именно этот факт играет роль основного барьера для экономического роста, заключает глава Института народнохозяйственного прогнозирования.
Конечно, государство не диктует предприятиям напрямую, сколько им платить своим работникам. Тем не менее, в том, что прибыль частных компаний за последние месяцы стала падать, виноваты не только естественные монополии, но и государство. Хитрые расчеты чиновников привели к тому, что, при формальном снижении ставки налога на прибыль с 35 до 24 процентов, реально активная ставка по этому виду налога выросла с 18 до 24 процентов. Кстати, именно этим объясняется снижение общей суммы сборов по этому виду налога в текущем году, из-за которого глава Минэкономразвития Герман Греф обещал в минувший понедельник пересмотреть налоговую политику. Следовательно, налоговый пресс только вырос, - очевидно, в целях создания пресловутого профицита
Итогом этих трюков "управленческой команды", создающих яркий краткосрочный эффект, будут стагнация и спад в экономике, в то время, когда благоприятная конъюнктура на мировых рынках позволяет заложить в России фундамент мощной современной технологии. Вместо производства современных автомобилей - системный промышленный и финансовый кризис. Времена меняются, но российские чиновники остаются прежними: потемкинские деревни остаются их любимым детищем.