Закон еще не принят, но фавориты уже естьГреф нашел гаранта банковским вкладам

Назад

Источник: ''Российская газета''Юлия Проскурякова

Минэкономразвития, до недавних дней возражавшее против передачи Агентству по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) полномочий по гарантированию вкладов, неожиданно изменило свои позиции. Теперь АРКО становится реальным претендентом на некую госструктуру, которая станет оператором системы гарантирования вкладов после принятия федерального закона "О гарантировании возврата вкладов граждан в банках РФ". Предполагается, что сей злополучный закон будет рассмотрен в ноябре 2002 года на заседании российского кабинета министров. В Госдуму же согласно "Плану подготовки законопроектов на 2002 год" этот документ должен попасть лишь в декабре, и вполне вероятно, что он наконец-то будет принят.

История гарантирования вкладов, а вернее судьба данного закона, в России довольно-таки занимательная вещь. Он болтается в стенах Государственной Думы почти восемь лет. За это время он трижды был принят Думой в третьем чтении, но дважды его отклонял Совет Федерации, а однажды - в декабре 1999 года - Президент. Даже финансовый кризис 1998 года не подтолкнул исполнительную и законодательную власть к решению проблемы гарантирования денег населения в коммерческих банках. А посему данная прерогатива оказалась в руках Сбербанка, единственного, где можно было вернуть свои кровные в 1998 году. Вслед за Сбербанком гарантировать вклады начало и АРКО в подведомственных банках. Проведенный эксперимент показал, что в банки (кстати, также пострадавшие во время кризиса 1998 года), где было объявлено о создании системы гарантирования вкладов, граждане стали возвращать свои деньги.

Потому вполне логично, что потенциально одним из кандидатов на роль надзорного органа и стало претендовать АРКО. У агентства есть хороший персонал, есть опыт, так что грех было бы этим не воспользоваться. Правда, эта идея вызвала критику ряда ведомств. Так, Главное государственно-правовое управление Президента посчитало деятельность агентства недостаточно прозрачной, а ЦБ увидел в его лице конкурента, претендующего на банковский надзор. Кстати, в вопросе об организации - операторе системы гарантирования вкладов очень многое зависит от позиции ЦБ. При передаче АРКО функций корпорации по гарантированию вкладов и коллективного ликвидатора речь уже пойдет о перераспределении функций между Центральным банком и АРКО - агентством, которое в ближайшем будущем сосредоточит в своих руках целый ряд функций ЦБ. Кроме того, чтобы создать систему гарантирования вкладов, на первом этапе должны быть внесены большие средства - порядка 5 миллиардов рублей. Для этого есть только два источника - бюджет или средства ЦБ. Бюджету будет сложно найти такую сумму. Минэкономразвития выступает за то, чтобы АРКО направило имеющие у него средства на формирование резервов, но предварительно необходимо будет произвести ревизию и оценку этих средств. Существует важное условие: АРКО не должно направлять в систему гарантирования неликвидные активы и бумаги, а только "живые" деньги.

И хотя идея с "трудоустройством" АРКО вполне логична, однако следует учесть все негативные и позитивные последствия решения о наделении агентства функциями оператора системы гарантирования вкладов. Ведь по идеологии закона предполагается передать в руки АРКО функции ликвидатора банков, работающих со средствами вкладчиков. В этом случае у АРКО появятся непредвиденные обязательства, связанные с исками и судебными разбирательствами. Объединение в агентстве функций ликвидатора и гаранта вкладов грозит тем, что кредиторы ликвидируемого банка смогут подать в суд на АРКО и арестовать все его средства, включая и фонд гарантирования.

Для самого АРКО, несмотря на все трудности и несмотря на то, что на сегодняшний момент пока необходимой суммы для создания фонда нет, такой поворот событий просто удача. Ведь под его управлением практически уже не осталось банков, свои функции оно выполнило и, по идее, должно было бы прекратить свое существование. А принятие закона о гарантировании вкладов наделяет АРКО такими полномочиями, которые обеспечат ему не только контроль за финансовым положением банков, вклады которых являются объектом гарантирования, а также ликвидации банков-банкротов, но и неплохой бюджет.

Оригинальная версия статьи