Источник: ''Российская газета''Андрей Яковлев
За последние 10 лет в стране создано 14 особых экономических зон, субзон и зон экономического благоприятствования. Но большинство из них не выполняет своих основных функций - привлечения инвестиций - и служит средством ухода от налогов. Исправить это положение должна концепция ОЭС, рожденная в недрах ведомства Грефа.
По словам ее разработчиков, налоговые льготы не будут главным компонентом особой экономической зоны. Главное - это минимальные административные барьеры, второе - развитая инфраструктура, дороги, связь, все, что нужно, и третье - это максимально благоприятный таможенный режим. И все же проект предусматривает ограниченные льготы - по налогам на имущество и частичные по налогу на прибыль в оговоренный конкретный период времени.
В законопроекте также закрепляется "ограниченная правоспособность экономических субъектов, которые будут работать в особой экономической зоне". Например, "они смогут получать льготы только по тому продукту, который произведен внутри зоны".
ОЭЗ сможет создаваться только по соглашению между федеральным и региональным органом власти. Региональный уровень должен будет обеспечить все необходимые инфраструктурные условия, а федеральный - все остальное.
Планируется, что зоны станут более локальными (в основном в пределах населенного пункта, а не целого региона, как раньше), и сфера деятельности в них будет ограничена, например переработкой. В общем, законопроект при всем желании нельзя назвать революционным, это скорее сборник поправок к тому что есть. И тем не менее ведомства, которым он был направлен на экспертизу, сочли его слишком радикальным.
Как нам стало известно, Минфин возражает против таможенных и налоговых льгот, предусмотренных в концепции. По мнению специалистов этого ведомства, предоставление таких льгот может носить индивидуальный характер, что противоречит ст.56 Налогового кодекса РФ. Кроме того, в Минфине считают недостаточно проработанными критерии отбора предприятий, которым могут быть предоставлены льготы. По мнению экспертов Минфина, данная концепция может вступить в противоречия с правилами ВТО по промышленному субсидированию. Так как пока не определено, развитие каких отраслей российской промышленности может стимулироваться с помощью создания ОЭЗ, представители ВТО могут счесть этот механизм инструментом поддержки тех или иных отраслей, ранее неучтенным в переговорах. Использование подобного инструмента может быть признано противоречащим достигнутым договоренностям между Россией и ВТО.
Возражения ГТК касаются главным образом предложения о беспошлинном ввозе на территорию РФ продукции, произведенной на территории ОЭЗ. По мнению таможенников, в соответствии с проектом концепции льготный режим ввоза может быть применен к товарам, беспошлинно ввезенным в ОЭЗ из-за рубежа и прошедшим на территории зон минимальную обработку. А это неприемлемо.
В течение ближайшей недели Минэкономразвитию дано поручение внести в проект концепции коррективы, учитывающие высказанные замечания, либо представить свои возражения и вынести на суд парламентариев.