Европейцы пьют втрое больше нас,но только фруктовых соков

Назад

Источник: ''Российская газета''Андрей Евпланов

Лето кончилось, а спрос на соки, которые прежде считались сезонным товаром, не уменьшается. Видимо, и до нас наконец дошла мода на здоровое питание, а натуральные соки - один из главных его компонентов. Хотя по большому счету говорить о том, что с точки зрения диеты мы стали совсем как европейцы, пока еще рано.

По оценкам, которые приводит "Росбизнесконсалтинг", сегодня средний объем потребления соков в развитых странах достигает 30-40 литров на душу населения в год, увеличиваясь ежегодно на 10-12 процентов. В Германии, например, на человека приходится 41 литр, в Австрии - 30 литров, в Дании - около 20, в Великобритaнии - 19, а в Финляндии каждый житель выпивает более 18 литров только апельсинового сока.

В России показатель среднедушевого потребления соков пока составляет не более 8 литров в год. Минсельхоз вообще считает, что средний россиянин выпивает ежегодно 4 литра соков. Однако, осознавая число потенциальных потребителей в России, которое не перевесит разве что китайский рынок, и понимая, что россияне могут привыкнуть пить соки на уровне хотя бы жителей Центральной Европы, производители строят достаточно смелые планы. В последние годы российский рынок растет быстрее всех в мире. В 2001 году он увеличился, по разным оценкам, на 40-65 процентов.

Оценки среднедушевого потребления соков в более "платежеспособной" Москве разнятся, однако все они превышают среднее по России значение. Эксперты считают, что московский показатель находится в пределах 16 литров в год. По их оценкам, на российском рынке безалкогольных напитков соки и нектары занимают третье место (14 процентов объема рынка), уступая освежающим газированным напиткам и столовой воде.

Цивилизованный рынок соковой индустрии - с развитием брендов, повышением требований к качеству содержимого и упаковки напитка - в России начался после прихода импортеров из дальнего зарубежья в 1992 году, что было характерно и для других отраслей. За период своего становления этот сектор в России вырос в 2,5 раза - с 284 миллионов литров в 1993 году до 760 миллионов в 2000-м - и составил 1 миллиард литров в 2001 году.

В конце 90-х, когда натуральные напитки в России считались еще дорогим удовольствием, потребление составляло 1,9 литра на человека в год. Тогда у нас в моду вошли напитки в широкогорлых бутылках, всем своим видом свидетельствующих о своем западном происхождении. Они так выгодно отличались от тех "бутыльцов", в которые разливалась продукция советских заводов, что их и на праздничный стол ставить было не стыдно. Цивилизованный рынок соков россияне начали изучать по французской, итальянской, немецкой, бельгийской, испанской, израильской и голландской продукции. По оценкам аналитиков, число представленных на местном рынке продуктов из этих стран с 1994 по 1996-й ежегодно удваивалось. В это время на московском рынке их присутствовало от 60 до 200 различных марок.

Импортеры сока чувствовали себя в России достаточно уверенно, понимая к тому же преимущество своих финансовых, технологических и маркетинговых возможностей перед местными производителями. Судя по высказываниям руководителей иностранных компаний, сделанным в те годы, они были уверены, что российский рынок будет вскоре поделен между ними.

Наиболее успешные иностранцы к 1997 году определились, что останутся здесь всерьез и надолго. Начали создаваться местные производства: как правило, это было размещение заказов на розлив соков на мощностях российских заводов, но, безусловно, с некоторыми вложениями в установку или частичную замену на новое оборудование западных стандартов. Первыми у нас обосновались итальянцы, которые купили молочные заводы в российской глубинке и наладили на них выпуск соков. Это позволило им на некоторое время потеснить своих конкурентов на российском рынке. Их примеру последовали шведы, которые начали с организации на территории России производства картонной упаковки. И все же в 1997 году импортный сок покрывал около 55 процентов рынка.

Сегодня отечественные производители успешно наверстывают упущенное. Они быстро перенимают все самое лучшее, что есть у их западных коллег, и это не только технологии, но и маркетинг. И это неспроста - уж больно перспективен рынок, не хочется терять такой лакомый кусочек. По мнению шведских экспертов, даже сейчас, когда норма потребления на душу населения в России все еще невелика, рынок будет расти в среднем на 25 процентов в год. По их прогнозам, к концу нынешнего года потребление соков в России достигнет приблизительно 1,5 миллиарда литров, а среднедушевое потребление соков составит 10 литров на человека в год.

По прогнозам российских аналитиков, предельная теоретическая емкость российского рынка соковой продукции в нашей стране может измеряться 9 миллиардами литров в год. Эта цифра появилась в результате экстраполяции уровня среднедушевого потребления в развитых странах мира на российский рынок. Другие эксперты, однако, считают, что в силу российского менталитета и образа жизни более реальна цифра 4 миллиарда литров.

Одним из основных резервов развития рынка остаются регионы - среднедушевое потребление этой продукции в целом по России почти в 1,5 раза ниже, чем в Москве. Это положение дало шанс активизироваться производству локальных брендов.

Сегодня сложилась необычная ситуация, когда региональные производители стараются догнать по объемам производства столичных. Их доля на российском рынке составляет 60 процентов, а на московском - уже 50 процентов.

Провинциалы идут в Москву прежде всего потому, что отсюда расходятся все российские торговые пути. Регионалы начали агрессивную атаку на столичный рынок соков в конце 2000 года и с тех пор многого добились. Вместе с тем большинство регионалов стараются открыть свое производство в Москве или в Подмосковье. Часто их мощности в столичном регионе превышают то, что они имеют по месту рождения.

Феномен региональных компаний преимущественно связан с тем, что они вовремя почувствовали момент, сделав ставку на сегмент среднеценовых и низкоценовых продуктов.

Здесь в определенной мере вновь помогло государство. На этой ценовой нише очень некстати мешали не всегда качественные и почти всегда дешевые соки из бывших стран СЭВ. Правительство пошло навстречу отечественным производителям и повысило пошлины на соки из этих стран.

Аналитики полагают, что перераспределение сил если и возможно на соковом рынке, то только на региональных рынках, так как рынки Москвы и Санкт-Петербурга уже поделены между основными игроками. Теперь выход на столичные рынки станет весьма затратным мероприятием.

Оригинальная версия статьи