Криминологическая характеристика личности налогового преступника

Назад

Источник: ''Налоговый вестник''И.Н. Соловьев, ФСНП России, к.ю.н.

Для большинства налоговых преступников уклонение от уплаты налогов является само собой разумеющимся действием (порой частью бизнес-плана), совершаемым с заранее обдуманным умыслом, хотя и сопряженным с некоторой долей риска быть обнаруженным. В данном случае под риском может подразумеваться действие (поступок), выполняемое в условиях выбора, когда существует опасность в случае неудачи оказаться в худшем положении, чем до выбора*1.

_____

*1 Лиховидов К. Риск как условие дифференциации объема и мер юридической ответственности // Законность. - 2001. - № 12.

Аналогично многим мошенникам, действующим в интеллектуальных сферах финансово-хозяйственной деятельности, налоговый преступник формируется под воздействием определенных представлений и иллюзий. "Эти иллюзии касаются прежде всего неверного представления о том, что умный человек способен пройти по грани, отделяющей закон и преступление, удовлетворив при этом определенные личные потребности. Человек, который попытался реализовать эту иллюзию, рассматривается как герой, достойный уважения и почитания пример"*1.

_____

*1 Подольный Н.А. Криминалистическая характеристика личности мошенника, совершающего преступную деятельность на рынке ценных бумаг // Следователь. - 2002. - № 5. - С. 31.

Из-за такой самооценки и отношения общества к налоговым преступникам последние не чувствуют себя изгоями, противопоставленными закону. Поэтому в большинстве случаев их преступное поведение не сопровождается характерными для многих экономических и общеуголовных преступлений особенностями поведения лиц, совершивших преступления (нервозность, угрызения совести и т.д.). Именно поэтому, по нашему мнению, довольно сложно говорить об искреннем, а не формальном деятельном раскаянии лиц, виновных в совершении преступлений, предусмотренных ст. 198 и 199 УК РФ.

Характерными чертами налоговых преступников являются:

  • наличие определенного уровня достатка (как правило, выше среднего);
  • достаточно высокий интеллектуальный уровень, знание основ налогового законодательства;
  • способность оплатить услуги консультантов, адвокатов.

Для налоговых преступников свойственны:

  • относительно высокий социальный статус;
  • самоуверенность (иногда доходящая до прямого демонстрирования своего превосходства над коллегами, подчиненными, сотрудниками контролирующих и правоохранительных органов);
  • прагматизм (элементы практичности и рационализма);
  • ориентация на достижение успеха (прочная установка на достижение поставленной цели, называемой иногда рыночной ориентацией);
  • разветвленные социальные связи в различных сферах (в том числе в правоохранительных органах и иногда в преступном мире).

Следует отметить, что в специальной литературе неоднократно публиковались результаты изучения личности налогового преступника. Однако для целей настоящей статьи следует выделить, по нашему мнению, наиболее достоверное исследование, проведенное И.И. Кучеровым на основе более 300 уголовных дел о налоговых преступлениях.

Необходимость рассмотрения личности налоговых преступников И.И. Кучеров усматривает в том, что уголовно наказуемые деяния в сфере налогообложения относятся к категории "интеллектуальных преступлений", а успешная борьба с ними невозможна без всестороннего анализа образа мышления и личности злостных нарушителей налогового законодательства*1.

_____

*1 Кучеров И.И. Налоги и криминал. - М., 2000. - С. 44.

В результате исследования, проведенного И.И. Кучеровым, было выявлено, что в 74 % случаев налоговыми преступниками являлись мужчины, что в значительной степени обусловлено тем, что среди руководителей предприятий мужчины составляют большинство. Вместе с тем удельный вес женщин-преступниц был сравнительно велик и почти вдвое превышал среднестатистические показатели (в 1997 году в общем числе выявленных преступников женщины составляли около 16 %). Около 62 % женщин на момент совершения преступлений были главными бухгалтерами организаций.

Средний возраст злостных неплательщиков налогов был относительно высок и составлял 38 лет. Наибольшее количество совершаемых налоговых преступлений приходилось на лиц, находившихся в возрасте от 31 года до 40 лет, - 36 % и от 41 года до 50 лет - 36 %.

И.И. Кучеров также считает, что при изучении личности преступника обязательно должны учитываться данные о его семейном положении, уровне материальной обеспеченности и месте жительства. Среди мужчин число состоявших в браке составляло 78 %, у женщин этот показатель ниже - 54 % .

Говоря о местах проживания лиц, совершивших налоговые преступления, И.И. Кучеров подчеркивает, что это преимущественно городские жители. В сельской местности проживало лишь 8 % преступников. Среди налоговых преступников сравнительно небольшое число ранее судимых - 7 %.

Автор настоящей статьи провел в 1999 году криминологическое исследование, посвященное личности налогового преступника, которое основывалось на анализе более 100 обвинительных приговоров по ст. 199 УК РФ, а также приговоров, вынесенных по совокупности налоговых и иных составов УК РФ в разных регионах Российской Федерации.

В ходе исследования были получены следующие результаты: в 76 % случаев к ответственности привлекался руководитель организации, в 16 % - бухгалтер (которым в 95 % случаев была женщина) и в 8 % - руководитель и бухгалтер. Средний возраст руководителя составил 41 год, а бухгалтера - 43 года. Высшее образование имели 85 % руководителей и 94 % бухгалтеров, к уголовной ответственности ранее привлекались лишь 4 % из них (причем все - за общеуголовные преступления). Отметим, что в 98 % случаев привлечения к уголовной ответственности руководителя и бухгалтера они являлись должностными лицами одной организации. Однако встречались случаи, когда в преступный сговор вступали руководители и бухгалтеры разных юридических лиц; во время предварительного следствия и судебного заседания к услугам адвокатов прибегло 92 % лиц, привлекаемых к ответственности по ст. 199 УК РФ.

Из общего количества привлекавшихся к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов руководителей 78 % занимали должности руководителей негосударственных коммерческих предприятий, 14 % - общественных некоммерческих организаций, 6 % - организаций, в которых доля государства составляла более 50 %, и 2 % - государственных бюджетных организаций.

На предварительном следствии и в ходе судебного разбирательства полностью признали свою вину и раскаялись в содеянном 46 % подсудимых, частично признали вину - 27 % и не признали вину 29 % привлекаемых к уголовной ответственности лиц.

Изучив имеющиеся на сегодняшний день исследования личности налогового преступника, автор настоящей статьи решил все же уточнить характеристики налогового преступника, изучив не какое-то определенное количество уголовных дел и приговоров в отдельно взятом регионе, а весь массив имеющихся данных о налоговых преступниках.

Данное криминологическое исследование личности налогового преступника проведено автором исследования за период 1999-2001 годов на основе анализа "Формы 2", заполняемой на лицо, совершившее налоговое преступление, при направлении уголовного дела в суд. Масштаб исследования - все регионы Российской Федерации.

При рассмотрении результатов данного исследования необходимо учитывать несколько факторов.

  1. Не всегда сотрудники следствия и дознания добросовестно и скрупулезно подходят к заполнению статистических карточек. В ряде случаев имеются повторы и дублирование некоторых идентичных по смыслу понятий. Случается, что многие характеризующие преступление признаки не находят своего отражения в статистических карточках. Поэтому некоторые цифры в сумме могут не совпадать с заявленным общим результатом.
  2. Как показывает практика, примерно 6-9 % дел, направленных в суд, возвращаются на дополнительное расследование, а еще около 1 % составляют дела, по которым обвиняемые были реабилитированы в ходе рассмотрения уголовного дела в суде.

Итак, согласно статистическим карточкам за указанный период в Российской Федерации было всего привлечено к уголовной ответственности по налоговым составам преступления 25 205 человек, из которых: 19 200 мужчин, или 76 %, 6005 женщин, или 24 %.

Возрастные группы привлеченных к уголовной ответственности распределились следующим образом:

  • от 18 до 24 лет - 161 человек, или 0,64 % от общего количества привлеченных к уголовной ответственности по налоговым составам преступления. Малочисленность этой группы вполне объяснима, так как в этом возрасте многие молодые люди еще не готовы к выполнению властно-распорядительных функций в организациях и ведению самостоятельной коммерческой деятельности. Большинство молодежи получает образование в высших учебных заведениях. Те же, кто не нашел себе места в вузах, как правило, в течение двух или трех лет исполняют воинскую обязанность, проходя военную службу, после чего не сразу получают работу, связанную с управленческими функциями;
  • от 25 до 29 лет - 1347 человек, или 5,4 % от общего количества привлеченных к уголовной ответственности по налоговым составам преступления. Можно предположить, что на этот возраст приходится начало карьеры большинства потенциальных руководителей и бухгалтеров. Однако, учитывая политику государства на поощрение занятия предпринимательством, а также упрощения процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получения разрешений и лицензий, можно предположить, что данная возрастная группа в будущем может значительно увеличиться;
  • от 30 до 49 лет - 15 194 человек, или 60,7 % от общего количества привлеченных к уголовной ответственности по налоговым составам преступления. Как правило, на данный возраст приходится наиболее активная часть жизни человека;
  • от 50 лет и старше - 8097 человек, или 32 % от общего количества привлеченных к уголовной ответственности по налоговым составам преступления. К этому возрасту специалисты достигают наивысшей профессиональной квалификации и проявляют некоторую осторожность в силу накопленного опыта и приобретенных навыков.

Говоря об образовательном уровне налоговых преступников, необходимо отметить, что он весьма высок. Высшее образование имеют 16 016 человек, или 64 % от общего количества привлеченных к уголовной ответственности по налоговым составам преступления. Среднее образование имеют 7335 человек, или 29,3 %. Причем из них среднее профессиональное образование имеют 5237 человек, или 21 %, а среднее общее - 2098 человек, или 8,3 %. Весьма любопытно, что среди налоговых преступников встречаются лица с начальным образованием - 56 человек, или 0,22 %, а также лица без образования - 15 человек, или 0,06 %.

Что касается разграничения данных лиц по социальному и должностному положениям, то частными предпринимателями (собственниками) являются 11 889 человек, или 47,2 % от общего количества привлеченных к уголовной ответственности по налоговым составам преступления, служащими - 9129 человек, или 36,2 %, безработными (лицами без постоянного источника доходов) - 677 человек, или 2,7 %, пенсионерами - 199 человек, или 0,8 %, государственными служащими - 82 человека, или 0,33 %, служителями культа - 4 человека, или 0,015 %, лицами иного социального положения - 3150 человек, или 12,75 %. Необходимо отметить, что критерий отнесения лиц к той или иной группе является субъективным и зависит от мнения лица, заполняющего статистическую карточку.

С большей достоверностью можно говорить о должностном положении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Как и следовало ожидать, подавляющее большинство составляют руководители организаций - 20 904 человека, или 82,95 %, бухгалтеры - 2119 человек, или 8,4 %, служащие организаций - 1105 человек, или 4,4 %, материально-ответственные лица - 538 человек, или 2,14 %, работники транспорта - 88 человек, или 0,35 %, фермеры - 98 человек, или 0,4 %, водители - 18 человек, или 0,07 %, депутаты - 13 человек, или 0,05 %, охранники - 10 человек, или 0,04 %, кассиры - 6 человек, или 0,025 %, сотрудники правоохранительных (контролирующих) органов - 3 человека, или 0,012 %, лица с иным должностным положением - 88 человек, или 0,35 %.

По преступным последствиям совершенные деяния разделились следующим образом: за уклонение от уплаты налогов в крупном размере к уголовной ответственности привлечено 19 493 человека, или 77, 34 %, а в особо крупном размере - 5712 человек, или 22,66 %.

Обращаясь к криминологическим особенностям налоговой преступности, необходимо отметить некоторые ее отраслевые особенности. За совершение преступлений в сфере торговли и общественного питания привлечено к ответственности 5022 человека, или 20 % от общего количества привлеченных к уголовной ответственности по налоговым составам преступления. Из них в оптовой торговле работали 1552 человека, или 6,2 %, в розничной торговле - 1764 человека, или 7 %.

В сельском хозяйстве и сельскохозяйственном производстве привлечено к ответственности 2860 человек, или 11,3 %, в сфере строительства и ремонтно-отделочных работ - 2690 человек, или 10,7 %, в сфере транспорта и связи - 1081 человек, или 4,3 %, в жилищно-коммунальном хозяйстве - 510 человек, или 2 %, в сфере ТЭК - 495 человек, или 1,96 %, в сфере коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка - 398 человек, или 1,6 %, в сфере пищевой промышленности - 329 человек, или 1,3 %, в сфере материально-технического снабжения и сбыта - 280 человек, или 1,1 %, в легкой промышленности - 243 человека, или 0,96 %, в финансово-кредитной сфере - 231 человек, или 0,92 %, в сфере государственного и негосударственного пенсионного обеспечения - 210 человек, или 0,83 %, в сфере электроэнергетики - 209 человек, или 0,83 %, в сфере производства и реализации алкоголя - 190 человек, или 0,75 %, в сфере государственного и негосударственного страхования - 184 человека, или 0,73 %, в сфере бытового обслуживания - 100 человек, или 0,4 %, при осуществлении операций с недвижимым имуществом - 89 человек, или 0,35 %, представителей органов управления (таможни, нотариата, органов общественной безопасности) - 51 человек, или 0,2 %, в сфере осуществления аудиторской деятельности - 9 человек, или 0,04 %, представителей редакций и издательств - 9 человек, или 0,04 %.

На представителей иных сфер деятельности, не отмеченных в статистических карточках, приходится 39,5 % от общего количества привлеченных к уголовной ответственности по налоговым составам преступления.

На основе анализа вышеуказанных сведений можно сделать вывод о том, что наиболее криминогенными сферами финансово-хозяйственной деятельности являются торговля, сельское хозяйство и сельскохозяйственное производство, строительство и ремонтно-отделочные работы, транспорт и связь, а также жилищно-коммунальное хозяйство, ТЭК, коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, пищевая промышленность, сфера материально-технического снабжения и сбыта, легкая промышленность, финансово-кредитная сфера, государственное и негосударственное пенсионное обеспечение, электроэнергетика, сфера производства и реализации алкоголя, государственное и негосударственное страхование, бытовое обслуживание, операции с недвижимым имуществом, аудиторская деятельность, редакционная и издательская деятельность.

С помощью анализа "Формы 2" можно выявить также и некоторые дополнительные характеристики преступления. Так, например, 8288 человек совершили налоговые преступления, связанные с финансовой деятельностью, 824 человека работали на потребительском рынке, а 173 человека использовали свое служебное положение при совершении налоговых преступлений. Налоговые преступления, связанные с производственно-хозяйственной деятельностью, совершили 148 человек, а с финансово-кредитной системой - 142 человека.

С внешнеэкономической деятельностью были связаны 55 преступлений, а с ненадлежащим исполнением профессиональных обязанностей - 45.

Для оправдания своей деятельности, лица, привлекавшиеся к уголовной ответственности за налоговые преступления и признавшие свою вину полностью или частично, приводили следующие аргументы:

  • совершаемые фирмой сделки были убыточными, нависла угроза банкротства;
  • уклонение от уплаты налогов производилось в целях стимулирования производства и изыскания наличных денежных средств;
  • руководитель не вникал в суть приносимых ему на подпись бухгалтерских документов, а подписывал их потому, что там должна была стоять его подпись;
  • преступление совершалось с целью выпутаться из долгов или погасить долг;
  • бухгалтерские и оправдательные документы были утрачены во время совершенного на руководителя предприятия нападения или хищения;
  • руководитель не осуществлял должного контроля за деятельностью сотрудников предприятия;
  • из-за крайне нестабильного положения предприятия руководитель стал занижать полученные от реализации товаров суммы, а иногда не отражал их в бухгалтерских документах;
  • отсутствовал надлежащий бухгалтерский учет;
  • руководитель распорядился не отражать полученную от продажи объектов недвижимости выручку в бухгалтерском учете, так как объекты строительства не были сданы в эксплуатацию;
  • не платя налогов и не представляя в налоговые органы бухгалтерскую отчетность, руководитель понимал, что нарушает закон, однако он рассчитывал, что когда-нибудь исправит положение;
  • руководитель доверял бухгалтеру, однако был обманут.

А вот аргументы, которые выдвигались теми, кто категорически не признал свою вину:

  • руководитель не знал, что факты реализации горюче-смазочных материалов необходимо учитывать;
  • коммерческие операции не были отражены в бухгалтерских документах, так как поступившая продукция пришла в негодность;
  • имущество фирмы было заложено, а должник скрылся;
  • руководитель предприятия с долей иностранного капитала думал, что налоги должны уплачиваться в другой стране;
  • руководитель утратил оправдывающие его документы;
  • лицо лишь формально исполняло обязанности руководителя и главного бухгалтера и не знало, чем занималось предприятие.

Немаловажным, по нашему мнению, представляется изучение такого явления, как стремление субъекта преступления оправдать свою деятельность. С нашей точки зрения, оно условно подразделяется на попытки оправдаться в ходе предпринимаемых процессуальных действий (они уже рассмотрены выше) и аргументы, которые нарушитель приводит лично для себя, чтобы оправдаться в своих собственных глазах.

Так, в ходе анонимного опроса, проведенного сотрудниками налоговой полиции, налогоплательщики в свое оправдание чаще всего приводят следующие аргументы:

  • нестабильность экономической ситуации в стране, стремление многих граждан любым способом скорее получить прибыль и конвертировать ее;
  • боязнь пересмотра результатов приватизации, национализации банковской системы, введения государственной монополии на некоторые виды производства;
  • реализация на практике принципа: большинство не платит налоги, и я платить не буду;
  • отсутствие информации о том, куда пойдут внесенные налогоплательщиками средства;
  • чрезмерный уровень налогообложения в стране.

Необходимо отметить, что лица, совершающие налоговые преступления, используют в своей преступной деятельности не только способы уклонения от уплаты налогов, но и способы сокрытия следов преступления. Ведь, как правило, с одной стороны, деятельность виновного направлена на формирование массива искаженных данных, а с другой стороны, - на сокрытие реально полученных доходов, чтобы в случае необходимости воспрепятствовать установлению истины.

Проблема личности преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии. Основываясь на проведенном исследовании, можно с уверенностью утверждать, что криминологические параметры лиц, совершивших преступления в области налогообложения, существенно отличаются от характеристик лиц, совершающих общеуголовные преступления.

Оригинальная версия статьи