МПС без льгот не может

Назад

Источник: газета ''КоммерсантЪ'', №160(2529) от 06.09.02Сергей Черешнев

В среду вечером глава МПС Геннадий Фадеев встретился в Кремле с президентом Владимиром Путиным. После встречи министр заявил о готовности железнодорожного ведомства "адресно рассматривать вопрос" о снижении тарифов на перевозки рыбной продукции, древесины, угля и зерна. Это означает, что МПС может вернуться к практике распределения льгот между особо близкими компаниями, которая в свое время стоила Николаю Аксененко министерского кресла.

Вопрос о снижении железнодорожных тарифов на рабочей встрече президента и министра возник после того, как Владимир Путин поинтересовался у господина Фадеева, чем МПС "может поддержать селян". Глава МПС бодро отрапортовал, что железные дороги готовы снизить тарифы на перевозку зерна на 20%. Впрочем, зерновые компании - далеко не единственные, кому министерство готово раздавать льготы. Ъ удалось выяснить, что вопрос о снижении тарифов на перевозку отдельных видов продукции обсуждался на коллегии МПС буквально перед встречей министра и президента. Было решено, что железнодорожники могут "адресно рассматривать снижение тарифов на перевозки рыбной продукции, низкосортной древесины и энергетических углей". Как заявил Ъ вице-президент Ассоциации экспедиторов РФ Сергей Лопарев, уголь, низкосортная древесина и зерно и так относятся к так называемому первому классу грузов, перевозки которых всегда дешевле остальных. Однако опасения перевозчиков вызывает то, что МПС собирается давать "адресные скидки". Фактически это означает возвращение к тарифному регулированию, существовавшему при Николае Аксененко, когда МПС давало льготы одним компаниям, компенсируя потери путем завышения стоимости перевозок для нельготных категорий.

По словам Владимира Скопцова, старшего консультанта компании БКГ, принимавшей участие в разработке программы реформирования МПС, речь может идти об адресной помощи целым группам компаний. "На рынке перевозок угля, зерна или древесины,- заявил господин Скопцов,- уже давно работают определенные компании-операторы. Они и увеличат свои доходы". По его мнению, среди перечисленных главой МПС видов грузов наиболее высокой транспортная составляющая остается в конечной цене угля. Однако если МПС и снизит тарифы перевозчикам, нет никакой уверенности, что конечная цена угля станет ниже. Перевозчики не станут менять долгосрочные контракты с производителями. Президент СУЭК "Байкал-уголь" Олег Мисевра считает, что введение сезонных скидок поможет сохранить стабильный спрос на уголь круглый год. Если летом перевозки угля станут дешевле, энергетики будут его покупать задолго до отопительного сезона.

Советник главы МПС Константин Пашков, комментируя заявление министра, заявил Ъ, что опасения экспедиторов не имеют под собой оснований. По его словам, "адресное снижение тарифов" вовсе не означает предоставление скидок для отдельных компаний или групп, а речь идет о сезонном снижении цен на перевозки ряда грузов. Как сказал Константин Пашков, вчера предложения МПС по этому поводу переданы в единый тарифный орган - Федеральную энергетическую комиссию, которая будет определять целесообразность таких изменений. Он отметил также, что если в результате сезонных скидок объемы перевозок увеличатся хотя бы на 20%, то МПС и перевозчики ничего не потеряют от снижения тарифов.