Инвестирование в московском строительстве

Назад

Источник: ''Информационный Центр правительства Москвы''

Намеченные Генеральным планом развития г. Москвы объемы реконструкции и нового строительства весьма внушительны, что, в свою очередь, требует создания необходимых условий для реализации замыслов проектировщиков, архитекторов и градостроителей. К таким условиям, прежде всего, следует отнести потенциал инвестиционно-строительного комплекса Москвы, без эффективной работы которого невозможно устойчивое развитие как города в целом, так и отдельных его хозяйственных комплексов, отраслей экономики и сфер жизнедеятельности. По сути, речь идет об обеспечении городского строительства всеми необходимыми ресурсами: инвестиционными, материальными, а также мощностями строительно-монтажных организаций.

В Москве инвестиции в строительство составляют более половины от общего объема инвестиций в основной капитал по всем отраслям экономики (1999 г. - 52%, против 40% в 1992 г.).

Среди инвестиций в основной капитал по отраслям экономики (в % к итогу, к началу 2000 г.) лидируют коммунальное строительство (28%), жилищное строительство (23%); для сравнения отметим, что на транспорт со связью и промышленность; приходится почти вдвое меньше (по 13%), еще меньше приходится на науку, культуру, искусство (4%), образование (2%), здравоохранение и социальное обеспечение.

При этом отраслевая структура капитальных вложений претерпевает изменения: сокращается объем финансирования в производственную сферу (например, доля инвестиций в основной капитал промышленности за 1922 - 1999 гг. сократился в 2 раза) и растет в непроизводственную сферу. От общего объема инвестиций в основной капитал в 1990 г, на объекты производственного назначения приходилось 59% и непроизводственного назначения 41%, в 1992 г. - соответственно 45% и 55%, в 1999 г. - 36% и 64%.

При этом в инвестициях в основной капитал по объектам непроизводственного назначения сокращается доля инвестиций в жилищное строительство (43% - 1992 г., 33% - 1999 г.) и увеличивается доля инвестиций на строительство иных объектов непроизводственного характера.

Инвестиционная активность и размеры инвестирования экономики города в настоящие время являются определяющими факторами успешной деятельности строительного комплекса, создавая реальные предпосылки формирования инвестиций и рынка подрядных работ. В Москве с начала 90-х годов развитие рынка инвестиций в строительство происходит с использованием различных форм инвестиций: ипотечное кредитование, внебюджетные фонды и др.

В качестве перспективных источников для привлечения инвестиций могут оцениваться заимствования на внутреннем и внешнем рынках, внебюджетные фонды и бюджет, система ипотечного кредитования и фондовый рынок. Стабильная результативная инвестиционная деятельность обеспечивает эффективную загрузку мощностей строительно-монтажных организаций и предприятий стройиндустрии, и в конечном счете гарантирует реализацию намеченных градостроительных и социальных программ, схем.

Важнейшим направлением реализации Генерального плана Москвы являются отраслевые перспективные Схемы. В настоящее время идет работа над Схемой развития строительной отрасли Москвы и Московской области, на основе которой будут приняты консолидированные решения по повышению эффективности использования потенциала стройиндустрии Москвы и Подмосковья в их интересах жителей.

В первую очередь речь идет об обеспеченности повышения качества строительства с одновременным снижением его стоимости. Задача эта сложная, т.к. следует учесть специфику механизм строительства муниципального жилья, действующий в городе, за счет средств от продажи коммерческого жилья. При этом, количество очередников на улучшение жилищных условий Москве снижается медленно (число семей и одиночек, состоящих на учете на начало года в тыс. чел: 406 - в 1993 г. и 369 - в 2000 г.).

Большая часть очередников проживает в ветхом и намеченном к сносу жилом фонде, а значит решение этой задачи напрямую связано с реализацией программы сноса и реконструкции жилого фонда первого периода индустриального домостроения, создания переселенческого фонда, необходимого по объему, а также с учетом нормативных требований и качества проживания для семей с различным социально-демографическим составом.

Наряду с традиционными бюджетными средствами, доля которых в общем объеме финансирования строительства в последние годы резко сократилась, в инвестиционном процессе принимают активное участие средства инвесторов и населения. Однако средств населения пока еще явно недостаточно. Поэтому разработку проектов домов для населения со средним уровнем доходов следует считать важнейшей задачей в области развития инвестиционно-строительного комплекса. Пока жилищная проблема остается, ее решение - одно из приоритетных социально-экономических направлений реализации Генплана города.

Генеральный план реализуется и по другим направлениям не менее важным для жизнеобеспечения населения: инженерная и транспортная инфраструктура, социальная сфера, торговля, наука и культура. И здесь наблюдаются новые подходы в реализации заданий Генерального плана Москвы. В перспективе доля перечисленных отраслей в общем объеме инвестиций еще более увеличивается растет. Меняется и видовая структура самих объектов: на смену типовому проектированию приходит индивидуальное, предполагающее нетрадиционные строительные конструкции и способы возведения зданий.

Это возможно только на основе реорганизации материально-технической базы стройкомплекса на основе внедрения высокопроизводительных и экологически чистых технологий по производству качественно новой строительной продукции. Те же предприятия, которые не отвечают этим требованиям ликвидируются или перепрофилируются.

И наоборот, создание новых современных мощностей на реконструируемых предприятиях позволит обеспечить устойчивый прирост объемов производства по всем основным видам строительных материалов, изделий и конструкций, при этом значительно увеличить долю производства эффективных и конкурентоспособных видов продукции, а также повысить уровень использования производственных мощностей в отрасли.

На предприятиях производственной базы строительства реализуются инновационные программы по поддержанию на высоком уровне систем качества. Это уже в ближайшее время обеспечит освоение новых видов энергоэффективных строительных материалов, изделий и конструкций, отвечающим по качеству мировым требованиям (ИСО 9000). Разработаны перечень мероприятий по замене импортной продукции в московском строительстве на отечественную, а также предложения по внедрению результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в строительном комплексе.

Реализация перечисленных выше мероприятий позволит также стимулировать дополнительный спрос на продукцию смежных отраслей экономики - машиностроения, металлургической и химической промышленности, а также создает предпосылки развития интеграционных территориально-отраслевых связей между производителями строительной продукции Москвы и Московской области. Эти процессы уже проявляются в настоящее время, а положительный опыт такой интеграции следует поддерживать и стимулировать.

Показательным примером является использование принципа кооперации между предприятиями АО "Мосмонтажспецстрой" и Каширским механическим заводом при освоении нового типа биметаллических радиаторов, производстве ацетилена и др.

Примером эффективного использования мощностей стройкомплекса Московской области является и строительство завода технического стекла в г. Раменском, проектируемая мощность которого позволит обеспечить потребности в данной продукции как Москвы, так и Московской области.

На основе такой интеграции становится реальной перспектива создания совместных производств, выпускающих новую, дешевую, а значит и конкурентоспособную продукцию для Москвы. При этом в Московской области создаются новые рабочие места, сокращается маятниковая миграция, растут доходы жителей, а также развивается градообразующая база.

Реструктуризация мощностей, сосредоточенных в строительном комплексе - процесс постоянный. Он определяется как научно-техническим прогрессом и новыми технологиями, так и самой градостроительной политикой. Главное в этом процессе - четкие ориентиры для городских строителей и производителей стройматериалов. Именно такие ориентиры определены в Генеральном плане г. Москвы до 2020 года, а также в его первой очереди до 2005 года.

Социально-экономическое развитие Москвы во многом определяется размером и структурой финансовых ресурсов в целом: доходами городского бюджета, доходами внебюджетных фондов.

Прогноз финансовых ресурсов в укрупненной структуре с учетом заложенных в Генеральном плане тенденций развития предполагает рост внебюджетной базы образования доходов.

Темпы роста финансовых ресурсов на период 1997-2020 гг. определены в размере 498% и уровню 1997 года. Такие параметры обуславливаются заданными темпами и структурой использования валового регионального продукта. Доходы городского бюджета в структуре финансовых средств прогнозируются в размере 387%, к уровню 1997 г., что почти в 2 раза ниже аналогичного показателя по внебюджетным и заемным средствам - 630%. Доля бюджета в общих финансовых ресурсах снижается с 54% в 1997 г. до 42% в 2020 г.

Политика в области распределения финансовых ресурсов по инвестиционным программам направлена на обеспечение быстрой окупаемости средств в высокодоходных секторах экономики, доведение задела и незавершенного строительства до нормативного уровня (с 101% в 1997 г. до 74% в 2020 г.).

Общий темп роста инвестиций, исходя из прогнозируемой структуры использования ВРП (316% к 2020 г. по сравнению с уровнем 1997 года), намечается за счет более высоких темпов роста по отраслям непроизводственной сферы (345%) и более низких по отраслям производственной сферы (263%). В результате меняется и структура инвестиций по сферам хозяйствования: возрастает доля капиталовложений в непроизводственную сферу с 65% в 1997 г. до 71% в 2020 г. и, соответственно, падает доля сферы производственной с 35% до 29%.

Разными темпами растут в перспективе и источники формирования инвестиций. Наиболее высокими темпами к 2020 году увеличиваются собственные средства предприятий (459% к уровню 1997 года). Такой рост предполагает получить в результате проведения последовательной и целенаправленной промышленной политики. Наиболее низкие темпы роста инвестиций (201% по сравнению с уровнем 1997 г.) прогнозируются по средствам консолидированного бюджета. Вместе с тем, в структуре средств консолидированного бюджета предусматриваются более высокие темпы роста средств городского бюджета.

Одним из важнейших структурных сдвигов в перспективе является изменение технологической структуры капитальных вложений: уменьшение к 2020 году доли строительно-монтажных работ (СМР) в общем объеме инвестиций на 14 процентных пунктов.

Проведение финансовой политики по привлечению средств на финансирование городских программ повышает роль экономических механизмов на всех уровнях управления. Усиливается роль префектур города в выполнении заданий по привлечению доходов и, в первую очередь, от использования недвижимого имущества города и природных ресурсов (земли).

Финансовая политика, направленная на повышение доходов от эффективного использования имущественно-земельного комплекса, в т.ч. и поступлений в бюджет, будет проводится в рамках расширения рынка инвестиций на основе реформирования экономических отношений между инвесторами и кредиторами, развития кредитной политики, фондового и земельного рынка.

Рост внебюджетного финансирования определяет требования к развитию и пополнению таких внебюджетных фондов, как жилищно-инвестиционный, фонд финансовых ресурсов административных округов, валютный фонд и др., формирование которых происходит в значительной части за счет использования имущественно-земельного комплекса. Размер этих фондов должен возрасти в 1,5 - 2,0 раза к 2005 году и почти в 5 раз к 2020 году.

С развитием реального сектора экономики собственные средства предприятий и организаций за период 1997-2020 гг. увеличатся в 4,6 раза, что значительно превысит общий темп роста инвестиций (3,2 раза).

В качестве важнейших финансовых источников выступают средства населения. Исходя из перспективной структуры расходов населения, средства направляемые им в качестве инвестиций увеличатся в 17 раз ( с 6,6 млрд. руб. в 1997 г. до 111,0 млрд. руб. в 2020 г.).

Предполагается покрытие перспективных расходов города в выполнении ряда функций за счет безвозмездных перечислений городу субвенций из федерального бюджета. Эти средства должны полностью покрывать сумму расходов, связанных с выполнением Москвой столичных функций и, соответственно, быть увеличены с 2,4 млрд. руб., как минимум, до 5,0 - 6,0 млрд. руб. в год, в ценах 1997 года.

Отраслевая структура капитальных вложений характеризуется, как в базовом периоде, так и в прогнозном, преобладающим удельным весом затрат в жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство (около 50% общего объема капвложений). Темпы роста капитальных вложений, направляемых в жилищное строительство, а также народное образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру и искусство, определяют общий темп роста инвестиций в непроизводственную сферу (на уровне 350% за период 1997-2020 гг.).

Темпы роста по отраслям производственной сферы ниже. При абсолютном росте капитальных вложений (в сопоставимых ценах) на 10,4 млрд. руб. в промышленности удельный вес ее в общем объеме инвестиций к 2020 г. снижается. Это снижение компенсируется значительным ростом инвестиций в науку и научное обслуживание. Реально такой структурный сдвиг предполагает перераспределение капиталовложений в промышленности из традиционно сложившихся направлений в новые наукоемкие производства и создание на этой основе качественно иных мест приложения труда в научно-производственной сфере, что в конечном счете повышает ее вклад в создаваемый валовый региональный продукт.

Перспективная отраслевая структура отражает также и новые требования к реорганизации строительной сферы. К 2020 года абсолютный прирост инвестиций должен возрасти в 2 раза. За пределами 2005 году в структуре строительных работ все большее место будут занимать ремонтно-реконструктивные работы, что потребует не столько увеличить существующие мощности, сколько качественно адаптировать их к новой градостроительной ситуации. В связи с этим удельный вес строительства в общем объеме капитальных вложений сокращается к 2020 г. с 7% до 5%.

Оригинальная версия статьи