Источник: ''Российская газета''Алексей Чичкин
К хору голосов, выступающих за рывок внутрироссийских цен на энергоносители, на днях присоединился помощник министра торговли США по вопросам импорта Фарьяар Ширзад. Он высказал "определенную озабоченность Соединенных Штатов тем, что российские предприятия, работающие на внешнем рынке, получают, например, дешевый газ". Это, по его мнению, может затруднить вступление России во Всемирную торговую организацию как страны с рыночной экономикой.
Итак, Запад именно сегодня требует от РФ резко повысить внутренние энергоцены. Почему?
Как отметил Ф. Ширзад, США заинтересованы обсуждать с российской стороной "вопросы образования внутренних цен на энергоресурсы в контексте предстоящего присоединения России к ВТО". Однако нормативы ВТО тут ни при чем: ведь, скажем, страны - члены ОПЕК, где внутренние энергорасценки прямо или косвенно субсидируются не один год, давно вступили во всемирный торговый клуб. Сохраняется подобное дотирование и в "новых индустриальных драконах", некоторых скандинавских странах, а также в северных регионах США и Канады и в заморских территориях Великобритании и Франции.
Как заявил на днях замминистра экономического развития и торговли РФ Максим Медведков, "вступление России в ВТО не настолько актуально, чтобы принимать дискриминационные условия. Выравнивание внутренних и внешних цен на энергоносители повлечет за собой повышение примерно в восемь раз внутрироссийских расценок на газ и электроэнергию... "
Дело, похоже, в том, что государства - члены "большой семерки" преисполнены решимости "низвергнуть" среднемировые экспортные цены на нефть до 22-23 долларов за баррель, а на природный газ - до 105-110 долларов за тысячу кубометров согласно недавним решениям министров энергетики G-7 в Детройте, то есть понизить эти котировки в среднем на четверть. Правда, на Детройтском форуме России предложили стать основным энергопоставщиком в регион "семерки", хотя и на определенных долгосрочных условиях. Последние до конца июля не разглашались, но к началу нового отопительного да и нефтегазоимпортного сезона точки над i, похоже, расставлены.
По оценкам ОПЕК, Международного энергетического агентства и Европейского объединения угля и стали, повышение внутрироссийских цен на газ и электричество на 25-35 процентов буквально "вытолкнет" на внешний рынок до 15-20 процентов ныне потребляемых объемов этих ресурсов - ввиду автоматического падения платежеспособного спроса на упомянутые товары. Это, собственно, и понизит экспортные цены на газ и электроэнергию.
Впрочем, в требованиях Запада просматривается, как полагают западно-европейские СМИ, и косвенная поддержка требованиям РАО "ЕЭС России" и "Газпрома" резко повысить внутрироссийские цены на электричество и газ. Напомним, что Правительство РФ пока сдерживает аппетиты "своих" монополистов, но вольно или невольно их позиция фактически сомкнулась с ценовой политикой основных энергоимпортеров...
Вдобавок возникнут проблемы и с центральноазиатским газом: ведь почти половину газовых потребностей отечественной энергетики обеспечивают поставки туркменского и узбекского газа по 36-40 долларов за тысячу кубометров, то есть по ценам намного ниже среднемировых. По имеющейся информации, рывок внутрироссийских энергоцен повлечет за собой, во-первых, требования Ашхабада и Ташкента о повышении расценок на свой газ минимум наполовину. А во-вторых, наверняка ускорит строительство газопроводов из Туркмении в Южную Азию.
Неудивительно, что Москва пока не соглашается с дискриминационными "вожделениями" G-7. Характерно, однако, что такие требования "семерка" увязывает, во-первых, со вступлением России в ВТО, а во-вторых, с переговорами о предоставлении экономике РФ рыночного статуса с Евросоюзом.