Источник: ''Российская газета''Евгений Васильчук
Правительство РФ одобрило программу единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 год, представленную ЦБ РФ. Об этом по итогам заседания Правительства сообщил глава Банка России Сергей Игнатьев. По его словам, до 26 августа проект документа должен быть внесен в Госдуму, при этом 1 декабря должен быть утвержден окончательный вариант указанной программы.
С.Игнатьев также заявил, что последствия дефолта 1998 года в России полностью ликвидированы. "Никаких рисков возвращения подобной ситуации в ближайшие годы я не вижу", - сообщил он.
Игнатьев отметил, что основной задачей ЦБ на ближайшие три года является снижение уровня инфляции ниже 8 процентов. При этом он подчеркнул, что уже в 2003 году уровень инфляции не должен превышать 9-12 процентов, а денежная масса - возрасти до 20-26 процентов. В нынешнем году денежная масса должна возрасти на 28 процентов по сравнению с 60 процентами в 2001 году.
Напомним, что за первое полугодие 2002 года прирост широкой денежной массы М2 составил 9 процентов, то есть фактически, с учетом такой же инфляции, динамика реального денежного предложения оказалась нулевой. И это несмотря на то, что в июне ЦБ пошел на довольно приличное традиционное увеличение наличности с 600 до 645 миллиардов рублей, что вызвано сезонными факторами.
Между тем расчеты показывают, что стерилизация рублевой денежной массы, эмитированной главным банком страны в процессе наращивания золотовалютных резервов, не подкрепляется объемом соответствующих финансовых инструментов на рынке. То есть прирост денежного предложения должен был бы быть больше. Кстати, выбор инструментов для регулирования остается небогатым. В основном это операции на рынке ценных бумаг, привлечение средств на депозиты в ЦБ, повышение резервных требований и эмиссия новых ценных бумаг. Второй и четвертый способы имеют явный инфляционный привкус, а первый и третий пока что затруднены: рынок ценных бумаг не развит, а увеличение резервных требований будет сдерживать кредитование и рост экономики. По сути дела экономике предлагается переход на денежное самообеспечение. Теоретически это не лишено здравого смысла, но на практике весьма труднореализуемо.
Глава ЦБ РФ подчеркнул, что документ разрабатывался исходя из возможных вариантов развития мировой экономики. По его словам, в 2002 году основные направления кредитно-денежной политики "успешно выполняются". "Мы рассчитываем, что темпы инфляции будут в рамках целевых ориентиров и не превысят 14 процентов", - заявил он.
Правда, сообщил Г.Греф, среди показателей прогноза индекс-дефлятор на 2002 год изменится в сторону повышения, однако это никак не связано с индексом потребительских цен. В целом инфляция по итогам 2002 года останется на прежнем уровне - 14 процентов. Комментарии, как говорится в таких случаях, излишни.
Пока Центробанк не планирует снижения ставки рефинансирования.
По словам Сергея Игнатьева, это связано с тем, что недавно ставка уже была понижена. В то же время он отметил, что так как в перспективе прогнозируется снижение темпов инфляции, то и ставка рефинансирования будет снижаться. Кроме того, он сообщил, что уже в декабре ЦБ РФ планирует провести валютные интервенции с тем, чтобы не допустить излишней девальвации рубля.
Надо сказать, что сверхжесткая денежно-кредитная политика ставит российскую экономику в довольно сложное положение. Промышленное производство растет, и только для обслуживания товарного оборота требуется несколько большее количество денег, чем предлагает ЦБ.
С другой стороны, издержки и отпускные цены предприятий растут быстрее возможностей спроса, снижая конкурентоспособность товаров и вынуждая предприятия работать на склад либо прибегать к бартеру и платежным суррогатам. Возможно, ЦБ исходит из ориентира инфляции в 14 процентов, но в реальности она выше, и потому представляется целесообразным более гибкий подход к сочетанию денежной и курсовой политики с тем, чтобы случайно не загнать воспрянувшее нынешним летом производство в неконтролируемое сокращение реализации и выпуска продукции осенью-зимой.
Отрадным является то, что бюджет и денежно-кредитные ориентиры Правительство рассматривает открыто и с самого начала процесса.
Несколько менее ясна ситуация с прогнозом социально-экономического развития. Правительство РФ одобрило едва ли не шестой по счету вариант прогноза на среднесрочную перспективу. Об этом сообщил министр экономического развития и торговли Герман Греф. Такое решение было принято после тщательного обсуждения представленного МЭРТ прогноза, в том числе с представителями бизнеса, в ходе двух заседаний совета по предпринимательству при Правительстве РФ. По словам Г.Грефа, в течение ближайших дней работа по корректировке прогноза с Минфином и ЦБ РФ будет завершена. То есть цифры остаются, по сути дела, закрытыми и неокончательными, вопреки предупреждению М.Касьянова, о чем уже писала "Российская бизнес-газета", что после 15 августа ни один показатель прогноза не может быть изменен. Судьба же аналогичного самостоятельного прогноза на 2003 год вообще остается пока не ясной. Вроде бы он есть и одобрен Правительством, но цифры его также остаются неизвестными.
По предварительным данным, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования в РФ, представляющие собой сальдо активных и пассивных операций органов денежно-кредитного регулирования с нерезидентами, на 1 августа 2002 года составили 1,167 триллиона рублей, сократившись по сравнению с данными на 1 июля 2002 года на 870,6 миллиона рублей. Такая информация содержится в опубликованных Департаментом внешних и общественных связей Банка России показателях денежно-кредитной статистики.