Источник: ''Российская газета''Александр Величенков
С незначительными замечаниями Правительство одобрило проект бюджета на будущий год.
Построение бюджета-2003 достаточно любопытное. Будущий год для бюджетного процесса носит во многом переломный характер. Именно в 2003 году произойдут самые большие изменения в налоговом законодательстве, связанные с отменой с 2003 года налога на пользователей автомобильных дорог, увеличением региональной ставки налога на прибыль с 14,5 до 18,5 процента (федеральная ставка сокращается с 7,5 до 3,5 процента), т.е. фактически весь налог на прибыль становится региональным; налог на владельцев транспортных средств также становится региональным; земельный налог и арендная плата за землю также с 2003 года будут полностью зачисляться в региональные бюджеты. А в целом это приведет к тому, что в 2003 году бюджеты территорий (с федеральными трансфертами) составят почти 2 триллиона рублей, или 15,51 процента от ВВП. В то время как в 2000 году этот показатель составил 15,36 процента. Как раз в 2000 году и начались некоторые новации, вступившие в силу с 2001 года, в результате чего за год доля бюджетов территорий относительно ВВП снизилась с 15,36 до 13,62 процента. В течение этого года от целого ряда федеральных политиков, в том числе и от премьер-министра Михаила Касьянова, мы слышали заявления о том, что ситуация будет исправлена. И вот теперь не 15,36, а 15,51 процента. Будем надеяться, что эту цифру "по дороге в Госдуму", как однажды выразился Президент Владимир Путин, сильно не исправят.
В проекте бюджета-2003 предпринимаются попытки решить одну застарелую проблему, порожденную законодательным популизмом первой половины 90-х годов. Речь идет о так называемых "нефинансируемых мандатах". Их в течение ряда лет приостанавливали специальным предложением к закону о бюджете, а реально, в ценах 2002 года, они стоят без малого 400 миллиардов рублей, или почти вдвое больше, чем наши расходы на оборону. На необходимость их отмены указывал Президент в своем Бюджетном послании. За счет федеральных средств будут финансированные льготы инвалидам (независимо от группы и причин инвалидности), Героям Советского Союза и России, полным кавалерам орденов Славы и Трудовой Славы, Героям Социалистического Труда; чернобыльцам и приравненным к ним гражданам, жертвам политических репрессий.
За счет средств бюджетов регионов будут финансированные льготы, установленные Законом "О ветеранах". Размер льгот ветеранам труда в регионах будет устанавливаться при утверждении региональных бюджетов.
Наведение бюджетного порядка, разделение бюджетных полномочий и налоговых источников, закрепление доходных источников за центром и регионами - это всегда с пониманием воспринимается в обществе. Когда смотришь на цифру консолидированного бюджета 3,32 триллиона рублей (по непроцентным, без внешних долгов, расходам), а это по курсу 34 рубля за доллар почти 100 миллиардов долларов, возникает даже некая гордость за наши достижения последних лет.
И в то же время чувство неустойчивости, неуверенности не исчезает. Очень много в последнее время у нас говорится о финансовом резерве, приводятся цифры потерь из-за того, что временно свободные средства государства тают от инфляции и не приносят процентного дохода.
Президент в Бюджетном послании прямо указал на необходимость законодательного урегулирования этого вопроса в Бюджетном кодексе. Но в 2003 году никаких новаций в этом вопросе не предусматривается. Более того, несмотря на то, что известный "пик платежей" по внешним долгам был изрядно подрезан еще в прошлом году, в этом вопросе мы все еще далеки от благополучия. Да, 2003 год с платежами 507,1 миллиарда рублей мы проскочим, но в 2005 году нас ждут платежи 541,6 миллиарда. Понятно, что рубли.
В 2005 году "легче", потому что валютная нагрузка ниже, но когда эти платежи на 110 миллиардов выше, чем в 2004 году, то это уже фактор риска, своего рода "колебательный контур" для бюджетного процесса.
Есть в проекте бюджета-2003 и очевидные недочеты, которые опять обострят проблему финансового резерва. Профицит по проекту составит 77,3 миллиарда рублей, или будет вдвое (как доля ВВП) ниже, чем в этом году, его падение - с 1,6 до 0,6 процента ВВП.
В такие прорехи в Думе найдется немало желающих пустить критические стрелы. Предупреждая подобную критику, премьер М.Касьянов заявил, что профицит не самоцель, а средство решения текущих проблем, прежде всего гарантировать график выплаты внешних долгов. Затем же он станет необязательным, зависящим от общехозяйственной конъюнктуры и налоговых сборов.
А чего стоит одна лишь цифра по прогнозу импорта в 37,7 миллиарда долларов на 2003 год? У нас в этом году импорт будет вдвое выше, с чего вдруг в Минфине решили, что в 2003 году он снизится? А ведь на "дополнительный" объем, сверх 37,7 миллиарда долларов, будут получены НДС и таможенные пошлины, что, по самой скромной оценке, составит 300 миллиардов рублей. А их нужно относить или в непроцентные расходы, или в профицит -"Финансовый резерв".
Следующий, 2003 год будет пятым кряду, начиная с 1999 года, когда в бюджете есть или "допдоходы", или реальный профицит. Напомним: 1999 год - 140 миллиардов, 2000 и 2001 годы - по 300 миллиардов. Переходящие остатки на счетах Федерального казначейства в ЦБ в 2001 году достигали 400 миллиардов рублей. В этом году объем инвестиций из региональных бюджетов увеличился в 9(!) раз. Наша бюджетная система начинает привыкать к хорошей жизни, вернее, уже привыкла. Небольшая заминка с налоговыми поступлениями в феврале и марте сменилась в апреле-мае на стандартно высокую собираемость. ЦБР довел уровень золотовалютных резервов до рекордной величины. Один из зампредов ЦБР уже поспешил порадовать общество тем, что, по его мнению, капиталы не утекают из России, а притекают в нее.
Все это действительно так. Но вот в чем причина? А причина, на наш взгляд, скоротечная и преходящая. С 1 июля 2002 года на Кипре, оффшорной столице России, отменяется именно оффшорное законодательство. С января 2003 года Кипр собрался в ЕС. И из многих десятков миллиардов российских долларов на Кипре 5-6 "вернулись", на период летних отпусков, на свою историческую родину. Долго они здесь не задержатся. Их хозяева за летний сезон оглядятся, а затем и переправят непристроенные капиталы в очередное налоговое убежище. И тогда отток капиталов из России станет неминуем.
"Экономическое везение", связанное с мировой конъюнктурой и благоприятным внешнеторговым балансом, не может продолжаться вечно. На семь урожайных лет приходится семь голодных, именно так трактовал Моисей фараону его сон о коровах. И вот к этим проблемам наш бюджетный процесс явно не приспособлен. Элементы "бюджетной эйфории" все еще просматриваются, несмотря на внесенные корректировки, предусмотренный пессимистический вариант и внешнее спокойствие Минфина. Процесс ползучего сокращения налоговой базы, по всей видимости, продлится и в 2003 году. В то же время заложенный потенциал роста бюджетных расходов выглядит чрезмерным и слабоконтролируемым, поскольку увеличение расходов предусмотрено по самым "чувствительным" частям. Так что все наши зыбкие достижения могут быть растрачены в считанные месяцы.