Финансовая разведка готовит побег России из черного списка FATF

Назад

Источник: газета ''КоммерсантЪ'', №139(2508) от 08.08.02ГАЛИНА ЛЯПУНОВА

Вчера комитет по финансовому мониторингу (КФМ) объявил о том, что России больше не место в черном списке стран, не противодействующих отмыванию преступных доходов, куда она была включена FATF еще в июне 2000 года. В доказательство КФМ опубликовал документ, в котором приводятся меры, принятые Россией для устранения всех претензий экспертов PATF. Таких мер разведчики насчитали 43.

Побег из черного списка стран, не противодействующих отмыванию преступных доходов, Россия задумала давно. Еще бы: пока страна значится в этом списке, к ее деньгам за границей будут относиться как минимум подозрительно, а при желании FATF может вводить и дополнительные санкции - к примеру, вообще запрещающие западным банкам иметь дело с деньгами, происходящими из такой страны.

В список FATF Россия была включена летом 2000 года. На тот момент она не отвечала 11 из разработанных этой международной организацией 25 критериев, по которым страну можно отнести к категории ничего не предпринимающих в борьбе с легализацией преступных доходов (см. справку). Очевидно, что за последние два года ситуация изменилась. В России не просто появилось соответствующее законодательство, но и орган, который координирует деятельность всех ведомств в борьбе с отмыванием преступных доходов. Им стал комитет по финансовому мониторингу.

Несмотря на то что финансовые разведчики работают в России уже полгода, на последней сессии FATF в июне 2002 года Россию в черном списке оставили. Председатель КФМ Виктор Зубков тогда это объяснил тем, что выход страны из черного списка - процедура длительная и строго регламентированная, и выразил надежду, что уже в октябре 2002 года, когда FATF вновь соберется на заседание, вопрос с Россией будет окончательно решен. Пока же разведчики старательно пытаются убедить экспертов FATF в том, что он должен быть решен исключительно положительно. Именно с этой целью и был опубликован вчера документ, демонстрирующий, что все требования FATF Россия все-таки выполнила. Это и ратификация Россией всевозможных международных конвенций, и активная работа Центрального банка, который регулярно дает указания коммерческим банкам в части борьбы с отмыванием, и включение России в июне 2002 года в международную группу "Эгмонт", объединяющую подразделения финансовой разведки теперь уже 59 стран, и многое другое. "Российская Федерация приняла все меры по устранению недостатков, отмеченных FATF при внесении России в черный список",- заявили вчера в КФМ. Как пояснили "Ъ" в пресс-службе комитета, уже на следующей неделе в FATF будет передан подробный план мероприятий, предпринимаемых Россией в борьбе с отмыванием.

О том, как в России на практике борются с отмыванием, в документе ни слова. Между тем в сентябре, по крайней мере на это очень рассчитывают в КФМ, в Россию приедет группа экспертов FATF, чтобы проверить все на месте. И тут разведчикам одними отчетами о законодательных нововведениях уже не отделаться. Конечно, Виктор Зубков это понимает, а потому не раз заявлял о том, что КФМ ежедневно получают более 2 тыс. сообщений о подозрительных операциях, а в ряде случаев дело уже дошло до возбуждения уголовных дел. То есть разведывательная машина вроде бы заработала. Какое впечатление она произведет на экспертов FATF, станет ясно уже в ближайшее время.

11 врагов российсих финразведчиков по версии FATF:

  • отсутствие или неадекватная степень надзора и нормативных документов, регулирующих деятельность всех финансовых институтов в отдельно взятой стране, территории, офшорной зоне в соответствии с международными стандартами, установленными в отношении борьбы с отмыванием капиталов;
  • возможность открытия анонимных счетов или счетов на заведомо фиктивные имена;
  • отсутствие законодательства, нормативных документов, соглашений между надзорными органами и финансовыми институтами или обязательств, взятыми на себя самими финансовыми институтами, по установлению личности клиентов и бенефициарных владельцев по счету;
  • отсутствие законодательства, нормативных документов, соглашений между надзорными органами и финансовыми институтами или обязательств, взятыми на себя самими финансовыми институтами, по ведению и хранению в течение достаточного и разумного периода времени (пять лет) документов, связанных с установлением личности клиентов и проведению ими внутренних и международных операций;
  • отсутствие эффективно организованной и обязательной для исполнения системы подачи сообщений о подозрительных и необычных операциях компетентным органам при условии, что эта система функционирует в целях выявления и пресечения случаев отмывания капиталов;
  • отсутствие контроля за исполнением, а также отсутствие уголовных и административных санкций за непредставление сообщений о подозрительных или необычных операциях;
  • очевидное нежелание конструктивно реагировать на запросы другого государства;
  • очевидное нежелание конструктивно реагировать на запросы в рамках взаимной правовой помощи;
  • непредставление финансовых, людских и технических ресурсов административным и судебным органам, необходимых для осуществления их функций или при проведении расследований;
  • неквалифицированные или коррумпированные сотрудники в органах государственной власти, судебных и надзорных органах, а также в числе ответственных за борьбу с отмыванием капиталов в самих финансовых учреждениях;
  • отсутствие централизованного органа или аналогичной структуры, ответственной за сбор, анализ и передачу информации о подозрительных сделках компетентным органам.