Источник: ''Финансовая Россия''Константин ФРУМКИН, корреспондент "ФР"
В августе 2001 года распоряжением Президента РФ была образована Комиссия по вопросам реформирования государственной службы Российской Федерации. Уже на первом заседании, которое состоится в октябре-ноябре нынешнего года, комиссия должна рассмотреть проекты программ реформирования государственной службы, федеральных законов и других нормативных и правовых актов. На сегодняшний день работа в этом направлении активно ведется в специально созданной рабочей группе. Помимо представителей администрации Президента, которая, кстати, и координирует этот процесс, в состав группы входят представители Министерства юстиции, Министерства труда и социального развития, Минэкономразвития, Минфина и силовых министерств, поскольку реформа затрагивает и министерства силового блока.
Фискальная ситуация в России ухудшалась в течение всего второго квартала. Правда, по итогам первого полугодия 2002 года план по сбору налогов МНС перевыполнило на 4,2 млрд. рублей. Но этого налоговое ведомство смогло добиться только благодаря хорошей финансовой ситуации в январе и марте. А последние три месяца доходы в казну поступают все хуже и хуже. В апреле план по сбору налогов не был выполнен МНС на 2,8 млрд. рублей, в апреле - на 3,3 млрд., а в июне - уже на 9,4 млрд. рублей.
Кроме того, закрыть полугодие с профицитом налоговики смогли исключительно благодаря хорошему поступлению единого социального налога, который, как известно, идет на формирование внебюджетных фондов. Что же касается доходов собственно федерального правительства, то с ними дело обстоит гораздо хуже.
Как видно из графика, выполнять план по сбору налогов (без ЕСН) МНС удавалось только в марте. При этом, если в мае недобор налогов (без ЕСН) составлял 5,1 млрд. рублей, то в июне - уже 11,2 млрд. Всего за полугодие Министерство по налогам и сборам недобрало налогов (без ЕСН) на 34,8 млрд. - это значит, что план недовыполнен на 6,3 процента. В июне задание по основным налогам (без учета ЕСН) выполнено лишь на 88,5 процента.
Как отмечают эксперты Русского экономического общества, налоговое ведомство не смогло выполнить плановые задания во втором квартале, несмотря на то, что они были снижены правительством. Самое интересное, что 27 июня правительственная комиссия по обеспечению доходов федерального бюджета увеличила задание для МНС по сбору доходов на третий квартал 2002 года на 13,4 млрд. рублей, а без учета ЕСН - на 9,9 млрд. рублей. Даже если это задание будет выполнено, налоговикам придется ударно потрудиться в четвертом квартале, чтобы компенсировать недобор доходов в первом полугодии.
В то, что к концу года правительство сможет выжать из экономики дополнительные доходы, поверить можно. Хуже, что, пока эти доходы еще не поступили, правительство выполняет далеко не все свои обязательства. На 1 июня просроченная задолженность по заработной плате увеличилась на 2,9 процента по сравнению с ситуацией на 1 мая и составила 32,9 млрд. рублей. Характерно, что наибольший рост просроченной задолженности - на 8,3 процента - наблюдался в финансируемых из бюджета отраслях социальной сферы. Невыплаченная зарплата в социальных отраслях превышает 5,3 млрд. рублей. Среди отраслей социальной сферы в наибольшей степени пострадало здравоохранение - здесь просроченная задолженность выросла почти на 32 процента. Как всегда, крайними оказываются самые незащищенные представители бюджетников - врачи и учителя. Бюджеты всех уровней не брезгуют брать беспроцентный кредит у своих безответных служащих, а все уверения правительства о начале погашения просроченной задолженности по зарплате остаются пустым звуком.