Источник: ''Российская газета''Вадим Воробьев
В августе 2001 года распоряжением Президента РФ была образована Комиссия по вопросам реформирования государственной службы Российской Федерации. Уже на первом заседании, которое состоится в октябре-ноябре нынешнего года, комиссия должна рассмотреть проекты программ реформирования государственной службы, федеральных законов и других нормативных и правовых актов. На сегодняшний день работа в этом направлении активно ведется в специально созданной рабочей группе. Помимо представителей администрации Президента, которая, кстати, и координирует этот процесс, в состав группы входят представители Министерства юстиции, Министерства труда и социального развития, Минэкономразвития, Минфина и силовых министерств, поскольку реформа затрагивает и министерства силового блока.
Итогом работы группы должен стать документ - "Программа реформирования государственной службы в Российской Федерации". Уже на данном этапе видно, что изменения планируются масштабные, направленные на приведение государственной службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями в стране.
Одна из первоочередных мер - реорганизация ведомств, она же, по мнению реформаторов, является самой сложной. "Реорганизация ведомств - это будет самое страшное. Представляете, что будет, когда начнут резать по живому? Когда пойдет реальная реформа, которая разделит ведомства на министерства и агентства? Это важнейший элемент реформы. Должно быть четкое разделение на регламентирующие и исполнительные функции. Не может исполнитель сам себя регламентировать. Это тупик. Тогда мы точно его не проконтролируем", - прокомментировал один из разработчиков этой реформы, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
Итак, предлагается выделить четыре типа органов государственного управления, основываясь на выполняемых ими функциях:
Переход к трехуровневой системе федеральных органов власти (аппарат Правительства - министерство - служба, агентство, надзор) позволит четко определить сферы ответственности органов исполнительной власти и оптимизировать их состав и механизмы функционирования.
Предполагается также регламентация деятельности чиновника. Регламент - это то, что он должен делать: критерии вопроса, сроки его рассмотрения; и нужен он не столько для чиновников, сколько для фирм и граждан. Параллельно возникает вопрос о транспарентности государственных органов и государственной службы. Система должна стать прозрачной и для отдельных граждан, и для структур гражданского общества. В этой связи предлагается информатизировать государственный аппарат и перейти на преимущественно электронный документооборот.
В плане членов группы предложить создание специальных комиссий по вопросам соблюдения Кодекса этического поведения государственных служащих и предотвращения конфликта интересов в госслужбе.
Оскар Уайльд как-то заметил, что в России реформы либо невозможны, либо совершаются исключительно ради самих реформ. И, несомненно, сопротивление, которое встретят сегодняшние реформаторы в такой бюрократизированной среде, как госслужба, будет сильным. К сожалению, до сих пор, несмотря на все декларации, Конституцию и множество разумных законов, принятых за последние 10 лет, модель русского государства во многом остается архаичной. И переход от старого исторического принципа к новому принципу служения чиновника и всех государственных органов и государства в целом населению - это просто революционное событие. В данном случае реформаторы отдают себе отчет в том, что они начали процесс, который продлится не годы, а даже десятилетия.
Разработчики уже определились со сроками реформы, скорее всего радикальные изменения начнутся в 2003 году. И хотя комиссия была создана в 2001-м, такое промедление вполне оправданно: нормативные документы готовятся достаточно продолжительное время, и вписать их в бюджет текущего года невозможно.
Как ожидается, в краткосрочной перспективе (до конца 2002 года) будет упорядочена структура госслужбы Российской Федерации, утверждена программа ее реформирования, созданы правовые, организационные и методические предпосылки ее реализации. В дальнейшем (до 2005 года) планируются разработка, нормативное оформление и развитие новых механизмов функционирования государственной службы, оптимизация состава государственных служащих и стабилизация всей системы государственной службы.
В итоге самое главное, что остается, - правильно определить подходы к реформированию. Рационально было бы предоставить это профессионалам, имеющим в своем интеллектуальном багаже кроме книжных знаний еще и реальный опыт успешных реформ. Причем это не должны быть люди из самой системы, подвергаемой реформированию. Слишком высок соблазн оставить что-нибудь без изменений.
Сами реформаторы как будто осознают важность такого подхода к проблеме и уверяют, что такое сотрудничество ведется весьма активно. Например, глава экспертной группы Дмитрий Медведев в интервью "Обществу.Ру" говорил, что по многим вопросам именно независимые эксперты являются инициаторами рассмотрения тех или иных мер.
В мировой практике привлечение независимых экспертов не является чем-то необыкновенным. Так, например, в Нидерландах в начале 1980 годов для проведения реформы ряд идей был заимствован у частного сектора. В Новой Зеландии в 1984 году в условиях экономической стагнации было отдано предпочтение подходам, перенятым у частного сектора, с широким использованием консультантов в области управления и внешних экспертов.
Очевидно, что, разрабатывая программу, члены группы не стали выдумывать велосипед, а воспользовались стандартным набором первоочередных мер, используемых зарубежными странами в процессе реформы своих госслужб. Но в условиях России такой простой подход невозможен, и на сегодняшний день как минимум два вопроса вызывают опасение. Первое то, что перед нами "самореформа". Чиновники разрабатывают программы сами для себя, сколько бы ни говорили о строгой секретности своей работы, невозможности повлиять на нее. И даже если невозможна спекуляция в принятии выгодных для них решений, то возможна другая: внутри самого чиновничества. Сегодня человек в погонах или выходец из Санкт-Петербурга в большем фаворе, и кто даст гарантию, что это не станет поводом для спекуляции, в том числе первой.
Второе - в процессе реформирования по-прежнему отсутствует система, а для проведения действительно глубокой реформы недостаточно говорить лишь об односложных решениях. Необходимо осуществить своеобразный "реинжиниринг власти", комплекс мер, направленных на радикальное изменение всей системы управления за счет перестройки внутренних процессов под выполняемые задачи, а также снижение издержек внутри системы государственной службы.
Технологии, которые будут работать в России, способны предложить только российские компании.
Кроме того, стоило бы осторожно относиться к приглашению в качестве основных консультантов светил российской профессуры, нужны люди, имеющие большой практический опыт.
Чтобы избежать подобного рода шагов, способных привести к негативным последствиям, целесообразно было бы провести такое мероприятие, как "круглый стол" с участием Президента, премьера, руководителей крупнейших российских консалтинговых групп, компаний и специалистов - профессионалов по управлению. По результатам такого мероприятия мог бы быть сформирован пул российских консультантов-компаний, которые вместе продолжили бы разработку проектов реформы такой важной для страны системы, как государственная служба.