Источник: ''Российская газета''Беседовала Юлия ПРОСКУРЯКОВА.
Президент РФ подписал новый Арбитражный процессуальный кодекс (опубликован в "Российской газете" 27 июля 2002 года). А это значит, что на судебных площадках появятся новые правила игры. С просьбой прокомментировать, что ждет участников арбитражного процесса, корреспондент "Российской бизнес-газеты" обратился к председателю Высшего арбитражного суда России Вениамину ЯКОВЛЕВУ.
- Вениамин Федорович, система арбитражных судов существует в России 10 лет. Насколько я помню, это не первый кодекс.
- Необходимость принятия нового кодекса была вызвана тем, что арбитражные суды - экономические суды. Это новая, молодая судебная система, а все молодое развивается намного быстрее, чем то, что постарше. В 1992 году был принят первый Арбитражный процессуальный кодекс - тогда система арбитражных судов только зарождалась. Постепенно в экономику пришло правосудие.
В 1995 году приняли новый Федеральный конституционный закон об арбитражных судах и новый АПК. Тогда надо было превратить формирующуюся систему арбитражных судов в подлинную судебную систему. Были созданы окружные суды для обеспечения независимости судебной власти, потому что надо было оторвать хотя бы один уровень судов от административно-территориального деления и тем самым от других ветвей власти - законодательной и исполнительной. С тех пор прошел небольшой срок - 7 лет, но уже требуется принятие нового АПК.
На мой взгляд, причин несколько. Остановлюсь на них.
В 1992-1995 годах было произведено разграничение подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Но в силу некоторых объективных и субъективных причин четкого разграничения по некоторым делам провести так и не удалось. В первую очередь это касалось споров, связанных с деятельностью хозяйственных обществ (акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью). Участниками этих споров выступают как предприниматели и юридические лица, так и граждане, не являющиеся предпринимателями. Исходя из общего разграничения получилось так, что иски, связанные с деятельностью хозяйственных обществ, могли предъявляться и в арбитражные суды, если иск подается предпринимателем или юридическим лицом, и в суд общей юрисдикции гражданином - не предпринимателем (а акционер не является предпринимателем).
Таким образом, одни и те же дела по одним и тем же акционерным обществам, по одним и тем же основаниям оказались разделенными между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Пошла нездоровая практика. Как только появляется дело в арбитражном суде - тут же в суде общей юрисдикции появляется аналогичное дело. Понятно, что это ненормальное явление в системе правосудия приводило к противоречиям. Подчас появлялись прямо противоположные акты.
Вторая категория дел - это споры с участием иностранцев (иностранных предпринимателей и иностранных компаний). То же можно сказать и о делах, связанных с исполнением судебных решений зарубежных государств, зарубежного коммерческого арбитража. Такого рода дела тоже оказались разделенными.
И вот эти проблемы побудили внести изменения в законодательство. Тем более что параллельно рассматривались новые и Арбитражный процессуальный, и Гражданский процессуальный кодексы. Теперь все дела, связанные с деятельностью хозяйственных обществ, кроме трудовых споров, будут рассматривать только арбитражные суды. При этом в вводном законе сказано, что если на момент введения в действие нового АПК в судах общей юрисдикции будут находиться еще не рассмотренные дела, то они должны быть переданы в течение двух недель в арбитражные суды, но передача осуществляется с согласия истца. В случае его несогласия суды общей юрисдикции прекращают производство по данному делу ввиду неподведомственности этих дел суду общей юрисдикции. Но истец в этом случае не остается без защиты - он может снова подать иск, но уже в арбитражный суд.
- Что будет с делами, которые суды не успеют рассмотреть до 1 сентября?
- Эти дела, начиная с 1 сентября, будут рассматриваться уже по новым правилам, по правилам нового АПК. Правда, правила, относящиеся к пересмотру дел в порядке надзора Высшим арбитражным судом, будут введены в действие с 1 января 2003 года. Но зато по наиболее острому и актуальному вопросу - по вопросу подведомственности дел, разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами новые правила будут действовать через 10 дней с момента опубликования АПК.
- Вы готовы к тому объему дел, который на вас обрушится?
- Куда нам деваться. Это наша работа. Раз есть суды - есть функции, есть задачи, есть закон. Мы будем это делать. Сейчас мы уже начали готовиться. Пока мы не знаем, сколько реально будет таких дел, но уверен, что общее количество их резко уменьшится.
В любом случае правосудие выиграет. Ведь суды общей юрисдикции перегружены еще больше, чем арбитражные.
- Получается, что новый Арбитражный процессуальный кодекс сделал подарок судам общей юрисдикции.
- На мой взгляд, это подарок не для судов, а для спорящих сторон и нашей экономики.
- Работы вам прибавится. А как быть со штатом?
- Сейчас мы ставим вопрос перед Правительством о некотором увеличении численности наших судей и специалистов для того, чтобы справиться с этой задачей. Отмечу, что Правительство относится к этим просьбам достаточно внимательно. За последние 10 лет судебная защита в России стала делом чрезвычайно популярным, хоть у нас и поругивают суды. Но факт остается фактом - гражданам обращаться больше некуда, и это привело к невероятному росту обращения в суды. Если вы помните, в советское время не было такого, чтобы суды работали с колоссальной нагрузкой и перегрузкой. С другой стороны, это и хорошо. Это говорит о доверии граждан к суду.
- Каковы показатели увеличения количества дел в ваших судах?
- В арбитражных судах количество дел каждый год увеличивается процентов на 17-20. И нам постоянно приходится думать, как справиться с этими объемами. А следовательно - как обеспечить доступность правосудия для сторон. Меры, которые заложены в новом АПК, как раз и направлены на решение этой задачи.
- Как новые правила процесса вписываются в мировую практику?
- Наша экономика интегрируется, наши граждане работают не только в России, но и за рубежом. Это означает, что наша судебная система должна быть приближена к мировым стандартам. Она не должна отличаться от европейской судебной системы, от мировой судебной системы. Мы должны соответствовать требованиям, предъявляемым к нам Европейской конвенцией по правам и свободам человека, потому что мы вступили в Совет Европы и приняли на себя соответствующие обязательства. Мне кажется, что все это учтено при составлении нового АПК.
- Каковы же основные новеллы Кодекса?
- Во-первых, он стал намного больше. В прежнем было 215 статей, а в новом 332, что, конечно, отягощает положение студентов, которым придется сдавать АПК, но резко улучшает положение сторон. Для них создаются дополнительные процессуальные гарантии, они получают больше возможности для более быстрой и эффективной защиты своих прав и интересов.
Новый кодекс делает правосудие более доступным и более оперативным, но при этом обеспечивает более высокое качество, то есть законность и обоснованность решений. В частности, мы перенесли центр тяжести на подготовку дела к судебному разбирательству. Раньше у нас по традиции и по закону считалось, что главное - это судебное заседание, на котором выносится решение. Теперь акцент смещается на подготовку дела к судебному разбирательству с таким расчетом, чтобы к моменту, когда стороны приходят на судебное разбирательство, дело уже полностью было подготовлено к рассмотрению, а судебное заседание проводилось только один раз. И по его итогам будет вынесено законное решение. При этом сохраняется принцип состязательности, при котором стороны имеют возможность защищать свои права и интересы в суде. Они должны будут вовремя предоставлять доказательства.
Теперь принцип состязательности будет сочетаться с активной ролью суда на стадии подготовки дела к слушанию. Суд организует работу сторон, помогает им, нацеливает их на то, что от них потребуется для вынесения законного и обоснованного решения, что именно они должны обосновать, какие доказательства должны предоставить, какие обстоятельства вообще должны быть предметом доказывания в суде. При этом новый АПК дает сторонам возможность предъявить любые доказательства, но в определенное время. И так, чтобы другая сторона вовремя получила эти доказательства и знала о них. Если ты этой возможностью не пользуешься - рискуешь: потом у тебя эти доказательства могут не принять. Вся эта работа должна быть хорошо организована судом на подготовительной стадии. К слову сказать, по этой модели разрешения коммерческих споров идет весь мир. При этом новый Кодекс будет пресекать всякие процессуальные злоупотребления: попытки затянуть дело, заявлять без конца необоснованные ходатайства и т.д. Таким образом, правосудие будет выведено на здоровую, открытую состязательность. Это будет подлинным состязанием "рыцарей".
- Какие предусмотрены взыскания за нарушение этих требований?
- За злоупотребление установлены процессуальные штрафы. Предусмотрено также, что расходы выигравшей стороны будет возмещать проигравшая сторона. Ведь тот, кто затягивает процесс, чаще всего не прав. Так что теперь ему придется за это платить. И чем дольше будет идти процесс, чем больше будет расходов на адвокатов у правой стороны, тем больше придется платить проигравшей стороне. Раньше мы взыскивали с неправой стороны в пользу правой только госпошлину, которую уплатила правая сторона. Теперь мы будем взыскивать все судебные расходы: по переводу, по привлечению экспертов и, особенно, по найму адвокатов. И это поможет ускорению и удешевлению процесса.
- Что такое "альтернативные методы разрешения споров"?
- Это прямые переговоры сторон, использование сторонами посреднических процедур - то есть привлечение посредников, которым стороны доверяют, использование их советов. Во всем мире это широко применяется. Также использование альтернативных методов в виде третейских судов. Собственно сторонам и сейчас всегда предоставляется возможность для обращения в третейские суды, и мы будем это всячески поддерживать. И, наконец, мировые соглашения, которые могут заключаться в суде с участием суда и под его контролем. Другими словами, суд будет проверять законность мирового соглашения. Если нарушения закона или ущемления прав третьих лиц выявлено не будет, суд утвердит мировое соглашение, и оно приобретет силу судебного решения. Причем исполняться оно может и в принудительном порядке. Все это резко ускоряет процесс разрешения споров и удешевляет его.
- Какие новшества введены для повышения оперативности правосудия?
- Одно из новшеств, связанное с повышением оперативности правосудия, - это дифференциация процессуальных форм в зависимости от категорий дел. У нас сейчас дифференциации очень мало. Административные дела мы рассматриваем по гражданской процессуальной процедуре. Отдельных процедур административного судопроизводства у нас пока нет. Есть, пожалуй, только одна существенная дифференциация в деятельности арбитражных судов - это особенности разрешения дела о банкротстве, где прописана специальная процедура. Все остальное идет по одной общей процедуре: огромные дела - маленькие дела, спорные - бесспорные дела, гражданские - административные. Новый АПК дифференцирует процедуры. Скажем, в Кодексе исковая процедура по гражданским делам и по административным спорам отличается. Что очень важно, теперь есть упрощенная форма осуществления судопроизводства. Это более короткая и простая процедура, которая может идти даже без проведения судебного заседания, только на основе письменных документов. Но эта форма допускается, когда стороны не возражают против нее, а также тогда, когда речь идет о бесспорных или небольших, мелких делах. Например, энергоснабжающий орган поставил энергию, а энергия не оплачена. Какой тут спор? Тот, кто не платит, говорит, что у него денег нет. Все здесь ясно, а тем не менее такие дела мы рассматриваем по общей, достаточно тяжелой и сложной процедуре. Теперь все пойдет по-другому. Результатом будет более быстрое разрешение простых или мелких дел, а следовательно, освобождение судебного времени для рассмотрения более серьезных дел.
Вводим предварительные, оперативные меры для защиты нарушенных прав и интересов. К примеру, спор касается корабля. Искового заявления еще нет, но ответчик знает, что истец собирается предъявить к нему иск по поводу корабля, и уводит корабль за рубеж. Если корабль ушел - попробуй найти его. Попробуй запустить механизм исполнения судебного решения. Новый механизм предполагает предварительные меры, при которых еще до подачи искового заявления суд может рассмотреть ходатайство о предварительном аресте спорного имущества.
- Это же неудобства для другой стороны.
- Да. Поэтому необходимо ввести встречное обеспечение интересов другой стороны путем внесения истцом на депозит суда определенной суммы. Если в ходе судебного разбирательства выяснится, что прав ответчик, а не истец, то за счет этой суммы ему будут возмещены убытки.
- Как меняется роль прокурора в новом арбитражном процессе?
- Новый АПК существенно меняет позицию прокурора в нашем процессе. Во-первых, существенным образом ограничиваются возможности предъявления иска прокурором. Ст. 52 АПК устанавливает перечень случаев, когда прокурор может предъявить иск. Во-вторых, в отношении законности нормативных актов; в-третьих, в отношении законности административных актов, если этими актами нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц; прокурор может предъявить иск о признании недействительной сделки и о применении последствий ничтожной сделки в тех случаях, когда эти сделки совершены с участием государства, государственных структур, на базе государственной собственности. При защите интересов государства прокуроры по сути дела выступают, как государственные адвокаты. А вот на вмешательстве прокуратуры в частные дела между коммерсантами теперь поставлен крест. Прокурор не сможет обслуживать интересы одного коммерсанта против другого. Арбитражные суды таких исков принимать не будут. Помимо этого прокуратура теряет возможность осуществления надзора за деятельностью суда, потому что прокуроры теперь могут вносить представления о пересмотре решений только в тех случаях, когда они выступают стороной в деле и по делам, перечисленным выше. Во всем остальном вмешательства прокуратуры быть не должно, в том числе и на уровне надзорной инстанции.
- Меняются ли процедуры обжалования и пересмотра судебных решений?
- Да, существенно перестраивается процедура обжалования и пересмотра судебных решений. При этом сохраняются три процедуры: апелляция, кассация и надзор. По некоторым категориям дел не будет апелляции, а будет только кассация. Есть такие дела, где только правовые вопросы. К примеру, оспаривание законности нормативного акта. В этом случае апелляционное обжалование не требуется. Смысл апелляции в том, что она проверяет решение и с точки зрения права, и в аспекте его обоснованности доказанными фактами. Кассация - только с точки зрения права. Так вот в данном случае проверка решения с точки зрения его обоснованности не требуется, требуется проверка решения только с точки зрения законности. Поэтому в случае, когда нормативный акт признан не соответствующим закону, допускается только кассация с немедленным вступлением в силу судебного решения.
- Как будет работать надзорная инстанция?
- Новый АПК существенным образом перестраивает работу надзорной инстанции. Если раньше на судебные решения приносились протесты руководителей Высшего арбитражного суда Российской Федерации и Генеральной прокуратуры РФ, то теперь этого не будет. Сторона, не согласная с решением нижестоящего суда, подает заявление в ВАС РФ, и только коллегия судей теперь имеет право решать, усматриваются или не усматриваются закрепленные законом основания для пересмотра дела Президиумом ВАС, который и будет принимать постановление по данному делу.
- Какие могут быть основания для пересмотра дела?
- Они зафиксированы в ст. 304 АПК. Их совсем немного: если судебное решение нарушает единообразие судебной практики; если решение по данному делу препятствует правильному разрешению другого дела; если данное судебное решение нарушает интересы неопределенного круга лиц и иные публичные интересы. К примеру, когда нарушаются интересы вкладчиков банка или акционеров акционерного общества. Вот в этом случае и вступает в действие "тяжелая артиллерия" в виде президиума Высшего арбитражного суда.
- Ведется ли сейчас какая-то разъяснительная работа?
- Мы уже провели семинар в Высшем арбитражном суде для судей. Планируются "круглые столы" по обсуждению наиболее сложных вопросов. Обязательно подготовим постановление пленума ВАС РФ по наиболее сложным и спорным моментам, а также внесем изменения в действующие постановления Пленума ВАС РФ по процессуальным вопросам, исключив из них все устаревшие. Планируется, что в ближайшее время будет пересмотрен Регламент работы арбитражных судов, проведены семинары с нашими судьями и юристами, практикующими в наших судах. Мы готовимся к проведению 10 семинаров в округах с представителями всех