Программное обеспечение и налоговый контроль: посредничество возможно

Назад

А. А. Сапелкина, Эксперт отдела разработки АИС для налоговых органов "ОВИОНТ ИНФОРМ"

Во многих инспекциях МНС РФ по г. Москве технологии приема отчетности в электронном виде и ее компьютерной обработки используются давно. Так, например, в 17 московских инспекциях эксплуатируется автоматизированная система "Кольцо", выполняющая целый комплекс функций по организации учета налогоплательщиков, налогового контроля и автоматизации специализированного документооборота. Кроме того, более года, начиная с апреля 1999 г., при участии фирмы "Овионт Информ" - разработчика программного обеспечения для налоговых органов - в ряде инспекций по г. Москве (№№ 13, 16, 17, 19, 25, 27, 29, 33, 40) проводился эксперимент по сдаче отчетности юридических лиц на магнитных носителях. Для этого среди налогоплательщиков бесплатно распространялась специализированная программа под названием "Баланс-2", которая позволяет произвести автоматизированный расчет и анализ (камеральную проверку) отчетности, распечатать формы и сформировать отчетность в электронном виде для ее представления в налоговые органы. Программу можно использовать как совместно с бухгалтерскими системами, так и в автономном режиме. Количество постоянных пользователей программы в Москве, в том числе в инспекциях, где не установлена система "Кольцо", составляла на момент начала эксперимента около 7000 организаций. В ходе эксперимента их количество увеличилось более чем в 1,5 раза. В настоящее время налогоплательщики имеют возможность бесплатно воспользоваться базовой версией программы, позволяющей заполнить и распечатать формы бухгалтерской и налоговой отчетности, а также сформировать их электронный вариант для сдачи в налоговые органы. При этом программа обеспечивает возможность просмотра записанной в инспекции в момент приема отчетности информации к сведению налогоплательщика. Базовую версию программы можно бесплатно получить на сайте компании "ОВИОНТ ИНФОРМ". (Загрузить базовую версию программы)

Отчетность на дискете: преимущества для налоговых органов

Результаты эксперимента, а также почти десятилетний опыт эксплуатации системы "Кольцо" в налоговых органах г. Москвы позволяют выявить положительные стороны и некоторые особенности, с которыми приходится сталкиваться в процессе автоматизации приема отчетности налогоплательщиков и ее камеральной проверки.

Среди выявленных преимуществ этого процесса для налоговых органов можно выделить следующие аспекты:

  1. Оперативность ввода в базу данных инспекции и обработки информации. Это имеет особое значение в условиях представления каждый отчетный период огромного количества налоговых деклараций, а также форм бухгалтерской отчетности.
  2. Возможность быстрого проведения начислений "по данным плательщика", важность чего обуславливается необходимостью начислять в соответствии с установленным порядком суммы налогов, подлежащих уплате, в 5-дневный срок со дня представления квартальной отчетности.
  3. Качественная обработка налоговой отчетности при дальнейшем проведении камеральной проверки за счет:
    • отсутствия технических ошибок ввода и, следовательно, обеспечения достоверности информации в базе данных;
    • автоматизированного выполнения проверок и основных взаимоувязок между формами отчетности.
  4. Снижение трудоемкости камеральной проверки. Это позволяет налоговым инспекторам уделять больше времени использованию аналитических методов работы в процессе осуществления налогового контроля.
  5. Автоматизация cверки регистрационных данных налогоплательщика с информацией, содержащейся в базе данных налоговых органов, непосредственно в момент приема информации в электронном виде. Благодаря этому возможно своевременно контролировать достоверность и актуализировать сведения о плательщике, например: адрес его фактического местонахождения, телефоны, сведения о руководителе и главном бухгалтере и прочие реквизиты.
  6. Возможность оперативного формирования статистики посредством выборок по результатам контрольной работы по запросам вышестоящих органов.

Отчетность на дискете: преимущества для налогоплательщиков

Важно отметить, что прием налоговой отчетности в электронном виде удобен не только налоговому инспектору, но и налогоплательщику. Внедрение передовых информационных технологий в процесс подготовки и сдачи отчетности юридических лиц значительно помогает и самому налогоплательщику, его взаимодействие с налоговыми органами переходит на качественно иной уровень. Поясним это подробнее.

Как известно, в последние годы печальной практикой стали огромные очереди в инспекции каждый отчетный период. Представление отчетности в электронном виде позволяет значительно сократить эти очереди и ускорить процесс приема отчетности. В некоторых налоговых инспекциях г. Москвы практикуется даже сдача отчетности, представленной на магнитных носителях, вне очереди.

Второй немаловажный факт, на который налогоплательщику следует обратить внимание. Как правило, причиной основной массы дополнительных начислений по результатам камеральной проверки являются типичные ошибки плательщика при составлении налоговых деклараций, часто технического характера, которые, тем не менее, чреваты большими штрафами .

Возможность предварительного анализа отчетности непосредственно перед сдачей по алгоритмам, применяемым при проведении камеральной проверки, позволяет своевременно исправлять выявленные ошибки и нарушения порядка заполнения деклараций. Таким образом, программа подготовки и анализа (камеральной проверки) отчетности становится для организации своего рода консультантом по вопросам налогообложения. Тем более, что при занятости налоговых инспекторов консультации по текущим вопросам заполнения налоговых деклараций в самой инспекции получить крайне сложно.

Программа камеральной проверки "Баланс-2", используя алгоритмы проверок и расчетов, аналогичные применяемым в программном комплексе "Кольцо", выполняет функции посредника между налогоплательщиком и налоговой инспекцией при подготовке отчетности и ее представлении, в том числе в электронном виде.

Более цивилизованным при автоматизации сдачи отчетности юридических лиц становится получение разнообразной справочной информации, которая обычно доступна только на информационных стендах в самой инспекции. Некоторые налоговые инспекции в настоящее время имеют собственные сайты в Интернет. Однако в силу разных причин оперативное обновление информации на них оказывается проблематичным. Возможность записи на дискету непосредственно в момент приема отчетности в электронном виде сведений об изменениях бюджетных счетов (Бюджетные счета ИМНС г.Москвы), различных предупреждений налогоплательщикам, информации организационного характера, объявлений и пр., позволяет инспектору без дополнительных затрат рабочего времени довести до налогоплательщика всю необходимую, важную для последнего информацию. В рамках подобной схемы работы налогоплательщик может оперативно получить информацию о состоянии расчетов с бюджетом по налогам (справку о недоимке-переплате) на дату представления отчетности.

Некоторые особенности автоматизации налогового контроля

Внедрение информационных технологий в сферу налогового администрирования не обходится без проблем. Выделим некоторые из них. Анализ предметной части, а также практика эксплуатации и сопровождения подсистемы "Камеральные проверки" программного комплекса "Кольцо" показывают, что в настоящее время многие формы налоговых деклараций слабо ориентированы на их электронную обработку. Не все установленные формы налоговой отчетности, например, расчет по налогу на рекламу, содержат законодательно утвержденные коды строк, а используемая в формах кодировка не единообразна и порой непригодна для машинной обработки, как, например, в налоговом расчете (декларации) по акцизам. Кроме того, ряд форм составлены таким образом, что приведенных в расчете (декларации) показателей бывает недостаточно для автоматизированного контроля за правильностью исчисления налога. Например, утвержденная форма расчета сумм дополнительных платежей в бюджет по налогу на прибыль не предусматривает отдельные позиции для отражения сумм дополнительных платежей, подлежащих уплате в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ.

Возникают сложности с автоматизацией проверок обоснованности применения льгот по налогу, поскольку спецрасчеты по ним составляются, как правило, в произвольной форме, сдаются на бумажном носителе, и следовательно, подлежат обработке вручную. Форма расчета налога от фактической прибыли, в частности, предполагает отражение в одной строке (стр.4) льгот, как подлежащих ограничению при исчислении суммы налога, так и принимаемых в полном объеме. В этой же строке подлежат отражению льготы, предоставляемые как по федеральному законодательству, так и по нормативным правовым актам органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Это нарушает логичность заполнения формы и расчета последующих показателей, не позволяет проводить оперативный контроль за потерями бюджета в результате применения налоговых льгот. В результате при разработке подсистемы "Камеральные проверки" комплекса "Кольцо" необходимо предусматривать в формах деклараций множество дополнительных показателей, запросов и т.п.

В целях оказания помощи налогоплательщику при составлении и проверке налоговой отчетности и обеспечения унификации алгоритмов расчетов налогов аналогичные показатели и запросы приходится вводить и в программу для подготовки и представления отчетности в электронном виде - "Баланс-2" - вариант для налогоплательщиков. При этом, конечно, может возникнуть вопрос об обязательности внесения налогоплательщиком в систему дополнительных данных, не предусмотренных в утвержденных формах налоговых деклараций. Однако, как показывает практика проведения камеральных проверок, эти показатели тем не менее фигурируют в механизме расчетов и проверок. Тем более, что согласно ст.88 Налогового Кодекса (Часть 1) при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления налогов.

Автоматизированная система камеральных проверок должна обеспечивать оперативное получение показателей по статистике контрольной работы инспекции и прочей информации, приведенной в отчетности налогоплательщиков, поскольку трудоемкость формирования подобных отчетов в вышестоящие организации довольно велика. Особенно это касается отчетов по видам предоставленных льгот с оценкой сумм, не дополученных при этом налогов. В настоящее время в московских инспекциях приходится вести собственные справочники льгот, что зачастую приводит и к проблемам однозначности толкования их содержания, необходимости вводить вручную данные о льготах, предоставленных конкретному плательщику по тому или иному налогу, а также затрудняет выборки из базы данных при составлении отчетов по конкретным видам предоставленных льгот. Для эффективной организации их учета необходима разработка общего классификатора всех льгот, предоставляемых по федеральному законодательству и законодательству субъекта РФ с едиными принципами кодировки. Это значительно облегчит процесс автоматизации учета льгот, составления внутренней статистики и отчетности о работе инспекций, позволит обеспечить сопоставимость информации в отчетах инспекций на территориальном и региональном уровне.

Серьезные трудности при автоматизации контрольной деятельности инспекции и составлении отчетности по ее результатам возникли в связи отражением в бухгалтерской отчетности кодов видов деятельности предприятий. Как известно, начиная с отчетности за 1-й квартал 2000 года, введен в действие Приказ Минфина России от 13.01.2000 № 4н, согласно которому на формах бухгалтерской отчетности обязательно наличие кода вида деятельности по ОКДП (вместо кода отрасли по ОКОНХ). При этом, в отличие от кодов ОКОНХ, присваиваемых в установленном порядке при регистрации, налогоплательщик в настоящее время должен самостоятельно выбрать код классификатора, соответствующий виду деятельности, который признается основным с соответствии с требованиями нормативных документов, утвержденных Госкомстатом РФ. Поскольку в основе построения ОКДП и ОКОНХ заложены разные принципы классификации, они могут соответствовать друг другу только по наименованию кодовых позиций видов экономической деятельности и отраслей. В связи с этим возникают проблемы с однозначностью толкования тех или иных позиций классификатора, т.к. одному и тому же коду ОКДП могут соответствовать разные коды ОКОНХ и наоборот.

Для составления отчетности налоговых органов, в частности по поступлениям налоговых платежей в разрезе отраслей экономики, необходима выборка данных отчетности организаций в разрезе групп кодов ОКОНХ, а удовлетворительной методики обеспечения соответствия этим группам тех или иных кодов ОКДП, пока не имеется. В результате автоматизированная подготовка этих отчетов затрудняется, обработка же вручную подобной информации крайне трудоемка. Система "Кольцо", например, а также программа подготовки отчетности для налогоплательщика - "Баланс-2" позволяют просмотреть классификатор видов деятельности и указать определенный код для конкретного налогоплательщика и соответствующего отчетного периода. Однако вопрос о контроле за правильностью указания этого кода как плательщиком, так и инспектором, а следовательно, и обеспечении достоверности информации для составления отчетности налоговых органов, остается открытым. По крайней мере, в рамках камеральной проверки обеспечить актуальность этих сведений сложно.

Тем не менее, даже возникающие трудности вряд ли помешают дальнейшему внедрению информационных технологий в сферу налогового администрирования. Практика представления бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде будет получать со временем все большее распространение, а в будущем и закрепление на законодательном уровне. Наглядный пример этому - законодательная регламентация представления в электронном виде сведений о доходах физических лиц.