Метод НДС: общие вопросы, связанные с налоговыми вычетами (часть 2)

Назад

Начало статьи

Общепринятым является раскрытие содержания понятия "косвенный налог" как налога на товары и услуги, оплачиваемого в цене товара или включенного в тариф. Из указанного следует, что формирование цены, как результат процесса обмена, и определяет распределение налогового бремени. Косвенными налогами являются те, которыми облагаются товары и услуги, они не взимаются напрямую с потребителей. Высказываются также точки зрения, что НДС не является налогом с организаций, а является налогом на потребителя. Однако, учитывая правовую позицию Конституционного суда РФ, можно прийти к выводу, что косвенный характер налога проявляется в его направленности на обложение потребления. Определение косвенности налога через такую характеристику как включение его в цену товара, услуги не влияет на признание налога косвенным только по причине такого включения в цену, тариф. Признание налога на добавленную стоимость налогом на потребление (а значит на приобретение) на уровне права (правовой позиции Конституционного суда) должно повлечь пересмотр всех составляющих структуры НДС. Ведь сейчас основными операциями, являющимися объектом обложения НДС, являются операции по реализации, а не операции по приобретению. Фактически это должно было изменить метод исчисления налога. Это значило бы, что налог должен исчисляться как разность между приобретенными и реализованными товарами и услугами (а не наоборот). Злую шутку сыграла здесь теория переложения.

Попытки объяснить потребительский характер налога с помощью теории переложения налогов, согласно которой косвенные налоги (налоги на обращение) перелагаемы, а прямые налоги (на доходы) не перелагаемы, лишь камуфлирует реальные экономические отношения. На самом деле человек может ухитриться переложить налог "вперед" - на покупателей своих товаров, либо переложить налог "назад" - на продавцов, у которых он сам покупает, уплачивая меньше, в этом случае не принимая во внимание существование налога. Нельзя говорить о том, что "фактическим" налогоплательщиком НДС является исключительно потребитель (в частности, население).

Представляется справедливой точка зрения, что продавец не несет никакого экономического бремени при покупке товаров (а не при продаже) для своего производства, т.к. он получает возмещение от государства на любую сумму налога, которая была уплачена им поставщикам. Но из этого прямо не вытекает, что налогом облагается конечный потребитель. Процесс переложения, никак не урегулированный законом, не может влиять на процесс налогообложения, поскольку является условным механизмом, который не выявляет экономическую справедливость в обществе. Механизм налоговых вычетов как раз показывает, что обложению НДС подлежит не само по себе потребление, а только его часть, не связанная с производственной деятельностью налогоплательщика. Определение налоговых вычетов в качестве метода исчисления налога помогло бы выявить природу налога на добавленную стоимость и показать, что правильней говорить не о косвенных налогах, а о косвенном методе их исчисления. Ключевым критерием, определяющим разницу между прямыми и косвенными налогами является то, что первые могут быть скорректированы с учетом индивидуальных характеристик налогоплательщика, в то время как последними облагаются трансакции (сделки, соглашения) вне зависимости от характеристик продавца и покупателя.

Объект налога на добавленную стоимость непосредственно влияет на раскрытие содержания понятия "налоговые вычеты". Без определения объекта налога невозможно правильно понять механизм его исчисления. Кодекс не рассматривает добавленную стоимость в качестве объекта обложения налогом на добавленную стоимость. Ст. 146 указывает, что объектом (объектами) налога признаются операции по реализации, потребление (передача для собственных нужд) и ввоз товаров на территорию Российской Федерации. Внешне может показаться, что приводится перечисление несвязанных между собой объектов (операций). Здесь нужно учитывать то, что и операции по реализации, и ввоз товаров приводят к одному результату: у налогоплательщика появляется доход. С потреблением более сложно, т.к. формально у налогоплательщика не появляется доход. Однако это касается только тех случаев, когда потребление приобретает личный, непроизводственный характер, здесь можно использовать термин "потребление дохода", поскольку доход налогоплательщика используется на цели, не связанные с дальнейшим извлечением дохода.

Из этой хрупкой конструкции можно все-таки вывести, что реально объектом налогообложения НДС является: доход получаемый от реализации; вмененный доход (при безвозмездной передаче); возникающий на территории РФ доход в виде ввезенного товара; потребление дохода. Можно утверждать, что все налоги уплачиваются из прибыли с капитала, дохода и ренты. Других источников для выплат налогов в природе нет. НДС исчисляется именно из размера чистого дохода, созданного на каждой стадии производства и обращения. Таким образом, используемый метод исчисления НДС пытается учитывать получаемый доход и использование дохода, позволяя при этом применить ставку налога непосредственно при сделке (облагаемой операции), что дает преимущества технического и юридического характера. Смысл компенсации (зачета) НДС состоит в том, чтобы на каждой стадии производства облагать данным налогом сумму заработной платы, процентов, ренты, прибыли и других факторов производства. Такое толкование объекта обложения НДС помогает понять природу налоговых вычетов. Ст. 156 Кодекса устанавливает, что налогоплательщики, получающие доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров, определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную им в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении этих договоров. При перечислении средств иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговом органе, НДС удерживается из сумм дохода (ст. 161 Кодекса). Налоговые вычеты используются для того, чтобы, с одной стороны, выявить чистый доход от совершаемой налогоплательщиком деятельности и, с другой стороны, позволяют выявить характер потребления дохода: инвестиции или "личное" потребление. Последний фактор очень важен, поскольку экономисты определяют инвестиции как производство (а не потребление) капитальных благ длительного пользования, которые не должны облагаться (с помощью механизма налоговых вычетов). Инвестиции являются вложениями в долгосрочные проекты, в дополнительные запасы капитала: оборудования, зданий и сооружений, товарно-материальных запасов.

Исходя из того, что налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, многие экономисты утверждают, что собственник товара или лицо, которое оказывает услугу, является сборщиком налога. Можно ли лиц, указанных в ст. 143 Кодекса, считать только лишь сборщиками налога или иными лицами, отличными от таких участников налоговых правоотношений, каковыми являются налогоплательщики?

Кодекс (ст.9 ) использует понятие "сборщик налога", под которым понимаются исполнительные органы власти и другие уполномоченные ими органы или должностные лица, осуществляющие помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, а также "контроль за их уплатой налогоплательщиками". Из данного определения следуют несколько выводов. Во-первых, сборщиком налогов может являться только орган власти (например, налоговый орган), либо его должностное лицо, т.е. организации и физические лица не могут быть такими участниками налоговых отношений (в ст.25 НК говорится о том же). Во-вторых, сборщик налога осуществляет одновременно не только "прием и взимание" налогов, но и контроль над их уплатой. Также ст. 52 Кодекса предусмотрено, что обязанность по исчислению суммы налога (которую в случае с НДС осуществляет "сбор-шик") может быть возложена на налогоплательщика, на налоговый орган и на налогового агента, но никак не на сборщика налога. Становиться понятно, что "сборщики" НДС не имеют соответствующих полномочий контролировать правильность и своевременность уплаты налога "налогоплательщиками", которыми в данном случае должны признаваться не просто покупатели, но исключительно потребители товаров и услуг. В тоже время, например, ст. 87 Кодекса не дает возможности проводить налоговые проверки у сборщиков налогов. А кем признавать лицо, которое осуществило операцию по "передаче товаров для собственных нужд"? Ведь в данном случае оно не собирает налог с другого лица.

Практика Конституционного суда РФ также вносит серьезные неясности в вопросе определения кто же является налогоплательщиком при косвенном налогообложении. Это в свою очередь влечет возникновение множества вопросов применения налоговых вычетов,

Все выше сказанное относится и к термину "носитель налога", поскольку здесь также существует проблема определения связи со всеми субъектами налога, участвующими в цепочке реализации. Бесспорно и во всех случаях носителем налога может и не быть потребитель, ни конечный, ни промежуточный. Носитель налога - не правовой термин и не может быть положен в основу правоприменительной практики, поскольку его содержание до конца не выявлено в теории налогообложения.

Если мы признаем за налоговыми вычетами природу метода исчисления налога, то становится ясно, что ни налоговый агент, ни сборщик налогов не вправе вычитать при исчислении "чужого" налога уплаченный им самим налог. Весь вопрос состоит в том, чтобы понять то влияние, которое оказывает метод исчисления, принятый для НДС, и согласиться, что облагается все-таки, доход налогоплательщика (продавца), точнее его деятельность, поскольку, если бы он не захотел получать прибыль (доход), занимаясь облагаемой НДС деятельностью, то и не появлялся бы и наш "фактический" налогоплательщик.

Учитывая, что объектом налога на добавленную стоимость является именно экономическая деятельность, налогоплательщиками по НДС являются именно лица, перечисленные в ст. 143 Кодекса, ведь именно им удалось реализовать товары и услуги, получив за это не только определенный доход, но и требующийся государству налог. Если бы они не смогли "получить" налог с покупателей, то и не имели бы никаких прав производить налоговые вычеты.