{$var.external}Постановление Президиума ВАС РФ от 28.10.08 № 6272/08 (извлечение)
Президиум ВАС РФ признал неправомерными претензии налоговиков к компании, которая в качестве налогового дохода от уступки доли в уставном капитале отразила договорную стоимость такой доли. Инспекторы потребовали, чтобы для целей налогообложения компания скорректировала указанную стоимость исходя из размера чистых активов организации, доля в которой была реализована.
Высший арбитражный суд РФ рассмотрел спор между налоговой инспекцией и компанией по вопросу о том, каким образом следует определять доход от операций по продаже доли в уставном капитале. Суть дела заключалась в следующем. Компания реализовала 50-процентную долю в другой организации по номинальной стоимости и именно эту стоимость включила в налогооблагаемые доходы. Инспекция же посчитала, что доход нужно было рассчитать исходя из 50-процентной величины чистых активов организации, доля в которой была продана. По мнению налоговиков, именно такой способ расчета позволяет установить действительную рыночную стоимость передаваемого имущественного права.
С этим выводом согласились нижестоящие арбитражные суды. В своих решениях они указали, что основой определения налоговой базы является рыночная цена. И метод оценки, который применила инспекция в рассмотренном споре, является единственно достоверным способом расчета такой цены в отношении доли участника. Эту позицию суды обосновали ссылками на пункты 4 и 6 статьи 274, пункт 1 статьи 249, абзац 2 пункта 3, пункты 4-11 статьи 40, статью 41 НК РФ (В перечисленных статьях закреплены принципы определения доходов (ст. 249, 41 НК РФ), налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 274 НК РФ) и цены товаров, работ или услуг (ст. 40 НК РФ).
Президиум ВАС РФ с такой методикой не согласился и признал решение налоговиков недействительным. Аргументируя свой вывод, судьи высшей арбитражной инстанции отметили, что в Налоговом кодексе нет положений, которые обязывают плательщиков корректировать экономический результат от продажи доли в уставном капитале организации исходя из стоимости ее чистых активов. Поэтому, определяя налоговую базу по операции продажи доли, компания обоснованно применила общий порядок.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 249 НК РФ, для целей налогообложения доходом от реализации признается выручка. Пункт 3 этой статьи допускает, что из приведенного правила для отдельных операций могут быть сделаны исключения. Однако они должны быть предусмотрены в главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
Данная глава не содержит какого-либо специального порядка, в соответствии с которым нужно определять цену реализации доли в уставном капитале. Так, в статье 277 НК РФ установлены особенности лишь для случаев передачи имущества в уставный капитал. А необходимость использовать показатель чистых активов специально предусмотрена только в двух ситуациях: когда предприятие приобретается как имущественный комплекс (ст. 268.1 НК РФ) и когда распределяются акции реорганизуемой компании (п. 5, 6 ст. 277 НК РФ). Применять указанный показатель в иных хозяйственных операциях неправомерно.
Таким образом, компания обязана учитывать в налоговой базе ту сумму, которая установлена в договоре купли-продажи доли. И именно эту стоимость следует считать соответствующей рыночным ценам, пока не будет доказано обратное (п. 1 ст. 40 НК РФ).
Кроме того, ВАС РФ заметил, что разрешенные методы определения рыночной цены перечислены в статье 40 НК РФ. В ней не допускается возможность использования показателя «стоимость чистых активов». Поэтому нельзя признать в качестве рыночной цену доли, рассчитанную на основании величины чистых активов организации, доля в которой была передана.
Из комментируемого постановления можно сделать общий вывод. Налоговая база по налогу на прибыль должна определяться в строгом соответствии с положениями главы 25 НК РФ. Если в законе установлен особый порядок для отдельных операций, он может применяться исключительно к этим операциям. Иной подход означает, что необходимость и правильность выбора того или иного положения Налогового кодекса могут определяться исходя из субъективной оценки. Следствием этого является произвольное и расширительное применение специальных правил, что, очевидно, не согласуется с принципами, закрепленными в статье 3 НК РФ. Они призваны не допустить произвола и неясности в налоговых правоотношениях.