Источник: ''Intelligent Enterprise (Корпоративные системы)''
Дебашиш Бхаттачарджи (Debashish Bhattacharjee),консультант по менеджменту, PricewaterhouseCoopers.
Наиболее значительные достижения в технологии "интеллектуального предприятия" - это по-прежнему разработка программных продуктов, расширяющих возможности использования Интернета, интра- и экстрасетей. Несмотря на спад популярности B2C и B2B, они остаются концептуально верными стратегиями при условии реализации их на надежном бизнес-фундаменте.
Поддерживающие инфраструктуру технологии продолжают играть главную роль в движении к распределенной глобальной архитектуре в международных корпорациях. Компании Akamai Technologies Inc., Inktomi Corp. и Digital Island предлагают решения, позволяющие создавать широко масштабируемые "пограничные" сети, которые можно развернуть в мировом масштабе. Глобальные решения для балансировки нагрузки от компаний Foundry и F5 поддерживают фильтрацию и управление пакетами, а программы компании Packeteer для конфигурирования сетей позволяют более эффективно регулировать пропускную способность корпоративных сетей.
Существуют два важных каркаса приложений, которые, как предполагается, позволят создавать связные, открытые и экономичные приложения масштаба предприятия. Это .NET корпорации Microsoft и спецификация Java 2 Enterprise Edition (J2EE) компании Sun Microsystems. Как обещают, каркас .NET обеспечит открытую и экономичную интеграцию разнородных приложений посредством Web-служб. J2EE стала надежной платформой для создания корпоративных приложений. Благодаря переносимости и богатому набору API она обладает большим потенциалом в качестве предпочтительной платформы масштабируемых приложений масштаба предприятия.
Оба каркаса приложений поддерживают протокол XML, который продолжает развиваться, но не станет зрелым, пока не приняты и не сведены воедино стандарты для различных уровней XML-каркаса - отраслевого, бизнес-уровня и уровня представления.
Джошуа Гринбаум (Joshua Greenbaum),руководитель компании Enterprise Applications Consulting.
Следующая революция в области корпоративных приложений будет обусловлена объединением двух технологий, которые, будучи многообещающими, все же должны еще доказать свою ценность. Тем не менее, когда эти технологии достигнут нужного уровня технической зрелости, рынок корпоративного ПО вступит в новую и чрезвычайно захватывающую фазу развития.
Эти две технологии - распознавание речи и беспроводные коммуникации. По моему мнению, революционность последних - не столько в современных стандартах, таких, как 3G и Bluetooth, а скорее в их "вездесущести". Возможно, правильнее говорить о беспроводном предприятии, где беспроводная ЛВС формирует такую инфраструктуру предприятия, в которой рутинная отправка и получение данных не требуют физических подключений. Ненужность физического контакта при передаче данных станет движущей силой огромных инноваций и придаст гибкость самым разным типам бизнес-процессов.
Распознавание речи - еще одна идущая сейчас революция; частично она подпитывается повсеместным распространением беспроводных технологий. Возможность работы с информацией при помощи голосовых команд даст бессчетное множество способов повышения эффективности и производительности на предприятии, особенно учитывая, что пользователи совсем не в восторге от нынешнего "клавиатурного" интерфейса с корпоративной системой. Союз вездесущих беспроводных технологий и технологий распознавания речи осуществит переворот в программном обеспечении и корпоративных системах.
Род Джонсон (Rod Johnson),вице-президент, руководитель лаборатории AMR Labs в исследовательской и консалтинговой компании AMR Research.
Существующая модель корпоративных приложений устаревает. Приложения создавались как автономные системы, которые должны были стать центром "вселенной" для пользователей. Поэтому почти все приложения масштаба предприятия создавались снизу доверху с использованием частных инструментальных средств, языков, серверов приложений и интеграционных каркасов.
Эти приложения создавались в другую эру и на базе технологий, которые не в состоянии совладать с реалиями мира, где присутствует множество поставщиков. При наступлении эры Интернета поставщики наперегонки бросились убирать бизнес-логику и исходные тексты с клиентской стороны, переходя на основанный на браузере пользовательский интерфейс. Однако точно так же как технология очистки экрана клиента в эру клиент-серверных систем, "заплаты" на пользовательском интерфейсе не решают фундаментальных проблем построения корпоративных приложений. Кроме того, это никак не способствует решению проблем, стоящих перед пользователями, таких, как затраты на интеграцию, собственно интеграция, управление изменениями, целостность данных и скудная отчетность.
Появилась стандартная отраслевая технология, которая (конечно, при условии, что ее примет большинство поставщиков) даст пользователям возможность устранить большинство затрат на поддержку существующего окружения. Наиболее значительная новость - достижение зрелости коммерческими серверами приложений, созданными на базе J2EE и Microsoft .NET. Переход к Web-службам может изменить сами подходы к созданию, приобретению и развертыванию приложений, более того, существующие монолитные приложения могут превратиться в наборы компонентов. Для поддержки реальной среды на большинстве предприятий поставщики должны проектировать свои приложения так, чтобы они работали с данными, которыми не владеют, с уровнем представления, созданным другими разработчиками, и, что самое важное, для работы на сервере приложений, который они не создавали.
Как и при других технологических переворотах, здесь будут свои победители и побежденные. Сегодня поставщики корпоративных приложений, такие как SAP, PeopleSoft или Siebel Systems, - это единственные, кто привык предоставлять техническое сопровождение, поддержку по горячей линии и технологическую инфраструктуру. Однако для удержания позиций потребуются существенные инвестиции: этим поставщикам придется продемонстрировать, что предоставляемая ими архитектура и поддержка стандартных отраслевых технологий способствуют подключению и интеграции приложений и данных других поставщиков.
Майкл Мартин (Michael Martin),вице-президент компании Technology Solutions Co.
Чарльз Дарвин сказал: "Изменяйтесь, иначе вы рискуете проиграть". В отношении будущего корпоративных приложений это правило сейчас актуально как никогда. Ныне компании все меньше делают своими силами и все больше отдают на аутсорсинг. Предприятия больше не могут позволить себе начинать проекты, результаты которых становятся видны не ранее чем через 18 месяцев. Для выживания компаний в современной конкурентной среде ИТ-отделы должны уметь быстро влиять на прибыль компании. Наиболее эффективный способ решения этой задачи - использование корпоративных приложений с богатым набором дополнительных функций и более тесной интеграцией с другими решениями.
Мы движемся к рынку, где корпоративным приложениям будет требоваться существенно меньше настройки, но больше готовой функциональности. В соответствии с этой тенденцией поставщики станут собирать отраслевых экспертов для выработки плана развития программных продуктов - эта инициатива рассчитана на значительное повышение степени удовлетворения клиентов. Основные поставщики ERP-средств продолжат работу над тем, чтобы предоставить компаниям возможности общения и совместной работы в рамках распределенного предприятия. Однако главные перемены в стратегии все еще впереди, поскольку эти компании будут стремиться создавать отдельные модули, каждый из которых сможет конкурировать с лучшими программными продуктами в соответствующих нишах. В одних случаях проблему конкуренции решат старым испытанным способом - "если не можешь победить, купи", в других - компаниям придется приложить больше усилий для самостоятельной разработки нужной функциональности.
Нельзя забывать и о таком аспекте будущего корпоративных приложений, как стратегия внедрения. Проекты, ранее требовавшие большой команды системных интеграторов, в будущем реорганизуют, устранив ситуации, в которых восемь сотрудников составляют счета, а работу выполняют лишь трое. Компании прежде всего будут думать о насущных потребностях своего основополагающего бизнеса и лишь после этого будут решать, какую технологию выбрать. Точно так же интеграторы станут более тесно сотрудничать с поставщиками программных средств, разрабатывая более рентабельный подход, суть которого можно сформулировать как "сначала бизнес-процесс, затем технология". Они станут создавать нужные функции немедленно, выделяя самые насущные потребности, за меньшие деньги и более короткое время.
Идет 2002 год, и очевидно одно: поставщики корпоративных приложений должны признать стоящие перед ними проблемы и соответствующим образом изменить свои бизнес-процессы. В противном случае они рискуют остаться позади.