Виктор Зубков: ''Россия готова вступить в FATF''

Назад

Источник: ''КоммерсантЪ'', 18 июня 2002, N 102Интервью взяла Галина Ляпунова

- С каким настроением отправляетесь на заседание FATF?

- Все бы хорошо, только вот наши футболисты настроение испортили. Зато депутаты постарались, порадовали. В пятницу Госдума ратифицировала конвенцию "О борьбе с финансированием терроризма". Очень вовремя. Так что в целом настроение нормальное.

- Раз конвенция ратифицирована, значит ли это, что в новый черный список FATF, на сей раз стран не противодействующих финансированию терроризма, Россию не включат?

- Было бы преждевременно строить прогнозы относительно шансов попадания или непопадания России в черный список стран, не борющихся с финансированием терроризма. Однако проводимые на постоянной основе переговоры и консультации с FATF дают основания надеяться, что решение по этому вопросу не будет принято поспешно. На мой взгляд, о включении России в новый список речи быть не должно. Да и в уже существующем списке нам делать нечего.

- То есть из черного списка стран, не борющихся с отмыванием преступных доходов, Россию могут вычеркнуть уже завтра - послезавтра?

- На июньской сессии FATF это вряд ли реально, но в ближайшее время точно должны исключить.

- Почему не сейчас?

- Нужно время - регламент такой. Сначала страна должна представить отчет о принятых ею мерах по противодействию отмыванию преступных доходов, затем этот отчет должна рассмотреть специальная комиссия, все проанализировать, направить в страну экспертов, потом составляется план по выходу страны из черного списка и т. д. Процедура длительная.

- А Россия сейчас на какой стадии?

- В целях ускорения решения этого вопроса КФМ подготовлен инициативный отчет о мерах, принимаемых Российской Федерацией в сфере борьбы с отмыванием преступных доходов, который был представлен в секретариат FATF в конце мая 2002 года. Теперь готовы к приему комиссии. Существует уже и план по выходу из списка FATF, и мы можем представить доказательства того, что в нем нам не место. Все эти доказательства будут еще тщательно проверяться. Я думаю, что па следующей сессии FATF, которая состоится в октябре 2002 года, все процедуры будут завершены, и можно надеяться на то, что Россию из черного списка исключат.

- Не планируете в будущем вступить в FATF?

- 5 июня КФМ России уже стал членом международной группы "Эгмонт". Вступление в "Эгмонт" позволяет России принимать участие в решении задач, стоящих перед финансовыми разведками цивилизованного мира. Теперь Россия готова вступить и в FATF, однако одно из требований вступления того или иного государства в эту организацию предполагает соответствие этого государства требованиям, указанным в рекомендациях FATF. Поэтому сначала мы добьемся исключения России из черного списка, а затем поставим вопрос о сроках вступления ее в FATF.

- Что же удалось сделать КФМ за первые месяцы работы в плане борьбы с отмыванием преступных доходов?

- За три с половиной месяца с начала работы комитета в него поступило более 90 тысяч сведений, некоторые из них были проверены дополнительно и - при наличии достаточных оснований полагать, что операция связана с отмыванием денег, - были направлены в правоохранительные органы. Сведения об остальных операциях, не связанных с отмыванием денег, не выйдут из стен комитета.

- Минфин подготовил пакет законопроектов, наделяющих КФМ новыми полномочиями. Зачем это нужно?

- В целях соответствия восьми специальным рекомендациям, принятым ФАТФ 31 октября 2001 года на внеочередном собрании относительно принятия государствами мер по борьбе с финансированием терроризма, комитет 18 мая 2002 года внес на рассмотрение в правительство проект дополнений в закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", предусматривающих наделение комитета полномочиями по организации противодействия финансированию терроризма. В частности, закон будет дополнен нормами, предусматривающими использование соответствующих правовых механизмов для противодействия финансированию терроризма. Помимо этого, дополнения также расширят перечень организаций, подпадающих под действие закона о борьбе с отмыванием. К ним будут отнесены организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них; организации, осуществляющие организацию и проведение лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами. Включение этих организаций в перечень, подпадающих под действие федерального закона, вытекает из рекомендаций FATF, которые основаны на опыте работы во всех цивилизованных странах мира.

- Когда эти изменения могут быть приняты?

- В настоящее время существует полное взаимопонимание членов Госдумы и правительства о необходимости скорейшего принятия указанных поправок.

- А как КФМ будет отслеживать операции, подозрительные с точки зрения возможности финансирования терроризма? Делаете ли вы это уже сейчас?

- Внесенные поправки предполагают применение правового механизма в отношении операций, связанных с финансированием терроризма, аналогично тому, что применяется в отношении операций, связанных с отмыванием доходов, полученных преступным путем. До принятия соответствующих поправок к закону комитет отслеживает операции, связанные с финансированием терроризма, но только те, источниками средств которых является преступная деятельность. Принятие указанных поправок позволит комитету отслеживать операции по финансированию терроризма, даже если они не связаны с отмыванием денег.