Источник: ''Финансовая Россия''Константин ФРУМКИН
Российскому Министерству финансов вот-вот исполнится 200 лет. В связи с этим Минфин организовал конференцию, посвященную его роли в социально-экономическом развитии России. Мероприятие могло стать обычным юбилейным славословием, но почему-то этого не случилось. Произошло чудо, и приглашенные на конференцию чиновники и политические деятели стали говорить представителям министерства в лицо все, что они думают о российской бюджетной системе.
Все началось, разумеется, с юбилейного доклада министра финансов Алексея Кудрина. Он сообщил, что профицитный бюджет Россия теперь сводит не только по итогам года, но и по итогам любого периода с начала года. В начале 2002 года бюджет располагал свободными остатками на счетах в объеме 88,8 млрд рублей - все они были направлены в финансовый резерв. Правда, за четыре месяца часть финансового резерва была направлена на погашение госдолга и теперь он составляет только 47,6 млрд. Но все-таки к концу года его величина достигнет 198 млрд рублей. В ближайшее время Минфин предпримет практические шаги по реализации концепции управления госдолгом - начнется преобразование Внешэкономбанка и соответствующих департаментов Минфина. Также до конца года начнется реализация новой концепции государственного финансового контроля. "Встречу 2003 года мы отметим не только шампанским, но и укреплением российских финансовых институтов", - завершил свое выступление министр.
Но все оказалось не так просто. После министра финансов выступил министр по налогам и сборам Геннадий Букаев и признался, что задания по сбору налогов не выполняются. План по сбору НДС за четыре месяца выполнен только на 88 процентов. Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Жуков сказал, что накапливать финансовый резерв - это замечательно, но было бы лучше, если бы Дума могла контролировать его расходование. Финансовому резерву не хватает прозрачности, он, по сути, находится вне бюджета.
Легкой сенсацией юбилейного торжества стало выступление нового главы Центрального банка Сергея Игнатьева. По его словам, в последние месяцы года в бюджетной системе происходит не контролируемый Минфином всплеск расходов, что вызывает давление на валютный курс и приведет к всплеску инфляции в первые месяцы следующего года. Конечно, Центробанк мог бы вмешаться. Для стерилизации денежной массы в конце года ЦБ мог бы продать часть золотовалютных резервов и развернуть привлечение рублевых средств на депозиты. Но для этого Минфин должен обеспечить ЦБ ежедневной информацией о предстоящих бюджетных расходах. Игнатьев призвал руководство Минфина по мере возможности не увеличивать внутренний государственный долг ради погашения внешнего. Между тем именно такое перераспределение долговых обязательств было признано правительством целесообразным накануне выплат по внешним долгам РФ в 2003 году.
Благодушный настрой участников конференции окончательно развеял вице-спикер Совета Федерации Валерий Горегляд. Он сказал, что Минфин и правительство забыли о бюджетном федерализме и проводят налоговую реформу почти исключительно за счет регионов. Распределение доходов между центром и регионами в 2001 году произошло в пропорции 62 на 38 (вместо равных пропорций).
По мнению большинства участников юбилейных торжеств, праздника не получилось.