В России будет одной бедой меньше

Назад

Источник: ''Финансовая Россия''Айдар КОЖАХМЕТОВ

На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтении поправки во вторую часть Налогового кодекса, вводящие уплату транспортного налога автовладельцами с 1 января 2003 года. Оборотный налог на пользователей автодорог в размере 1 процента от доходов доживает последние месяцы.

Несколько часов министр финансов Алексей Кудрин и его заместитель Сергей Шаталов без устали расписывали депутатам преимущества нового фискального сбора. По задумке федеральных властей эта мера должна компенсировать регионам потери от отмены закона о дорожных фондах. Но главное даже не в этом. Теперь расходы на строительство автодорог будут переложены с предприятий на автовладельцев.

Несмотря на то что в первом чтении законопроект относительно легко набрал необходимое количество голосов, основные баталии еще впереди. До 17 июня (последний срок подачи поправок) сама философия законопроекта может поменяться радикальным образом. Депутатов, избиравшихся в мажоритарных округах, не слишком привлекает перспектива сделать неприятный подарок избирателям за год с небольшим до новых выборов.

Самой серьезной критике подвергается предложенная в правительственном варианте законопроекта схема дифференцированных ставок налога (см. таблицу).

Депутаты предлагают дифференцировать ставку налога в зависимости от возраста автомобиля. Правительство готово прислушаться, но радикально пересматривать законопроект явно не собирается. В качестве отступного Алексей Кудрин предлагает дать регионам возможность самим определять величину ставки транспортного налога. А на федеральном уровне - определить только предельные ставки этих сборов. По прогнозам правительственных аналитиков, общая сумма сборов транспортного налога в будущем году составит 21,7 млрд рублей. Кроме того, в региональные дорожные фонды поступит задолженность предприятий по налогу на пользователей автодорог, пени, штрафы, а также заключительные расчеты за 2002 год в размере 12,5 млрд рублей. Представители Минфина сделали реверанс в адрес депутатов, согласившись повысить акцизы на бензин не на 70, а "всего лишь" на 45 процентов. И чтобы полностью снять возражения против законопроекта, правительство предложило дополнительно выделить регионам субвенции на строительство дорог в размере 35 млрд рублей. В целом же на строительство автодорог в будущем году регионы затратят 210 млрд рублей.

Никто, правда, не знает, как в реальности сложится ситуация со строительством дорог. Регионы ведь запросто могут поддаться искушению перебросить средства с дорожного строительства на любые другие неотложные местные нужды.

Ставки транспортного налога, предлагаемые правительством
мощность двигателя, л. с.годовая ставка налога, руб/л. с.
до 10010
100-15020
150-20030
200-25050
свыше 250100

Оригинальная версия статьи