Источник: "Главбух" № 11, 2008Автор: А. Никонова
В МСФО те или иные доходы и расходы могут быть признаны и без документального подтверждения. Главное, кто фактически владеет активом и может получать выгоду от его использования. Есть и другие различия в учете, которые прежде всего касаются момента признания выручки.
В российском учете (РСБУ) критерии признания доходов и расходов регламентируются ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Причем отличительной особенностью российских стандартов бухгалтерского учета от МСФО является их детализация и обязательность к исполнению.
В МСФО доходы и расходы рассматриваются как элементы, непосредственно связанные с прибылью организации. Ведь разница между доходами и расходами представляет собой не что иное, как финансовый результат деятельности компании. Поэтому в МСФО надо руководствоваться Принципами подготовки и составления финансовой отчетности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements) (далее по тексту — Принципы) и МСФО 18 «Выручка» (IAS 18 — Revenue).
Отметим, что в МСФО нет ни одного специального стандарта, регламентирующего учет и порядок отражения в отчетности расходов. Все это прописано в отдельных стандартах. Скажем, МСФО 2 «Запасы» (IAS 2 — Inventories) регулируют оценку расходов по материалам, МСФО 16 «Основные средства» (IAS 16 — Property, Plant and Equipment) — затраты по амортизации, МСФО 19 «Вознаграждения работникам»(IAS 19 — Employee Benefits) — расходы по оплате труда. Эти стандарты в том числе регулируют порядок включения затрат в первоначальную стоимость продукции (материалов, товаров), основных средств и нематериальных активов (их капитализацию), а также порядок их списания в виде амортизации (декапитализацию) или выбытия. Кроме того, МСФО 23 «Затраты по займам» (IAS 23 — Borrowing costs) определяет, как учитывать расходы по займам.
Доходы по ПБУ 9/99 в целом определяются так же, как и в МСФО, — исходя из характера деятельности предприятия и его операций. Аналогично МСФО 18 в ПБУ 9/99 отмечается, что одни и те же доходы могут быть основными для одних предприятий и прочими для других (например, арендная плата и т. п.)
Во многом схожи и критерии признания дохода в ПБУ 9/99 и по МСФО (см. {$var.external}таблицу 1), однако есть некоторые отличия. Рассмотрим их.
РСБУ не предусматривают анализа существенных рисков, связанных с собственностью на товары. Согласно российским стандартам главное — произошел переход права собственности или нет. А МСФО упор делают на экономическое содержание сделки. Конечно, в большинстве случаев передача рисков и вознаграждений, связанных с покупкой, совпадает с передачей прав собственности покупателю. Но так бывает не всегда. Например, если по условиям сделки продавец имеет право выкупить товар обратно, заплатив при этом неустойку, такая сделка с точки зрения МСФО может быть признана не реализацией, а предоставлением займа с залогом имущества. Здесь основной вопрос: насколько высока вероятность того, что товар будет выкуплен обратно.
Вот еще несколько примеров, когда согласно МСФО выручка не может быть признана:
Если сделка подразумевает последующее обслуживание проданного товара, согласно МСФО выручка признается в течение всего периода обслуживания.
ПРИМЕР 1
Организация «А» продает транспортное средство стоимостью 15 000 у. е. По условиям договора организация «А» взяла на себя обязательство в течение трех лет ежегодно обслуживать данное транспортное средство. Стоимость одного технического обслуживания транспортного средства составляет 400 у.е.
В соответствии с МСФО 18 выручка организации «А» составляет 13 800 у. е. (15 000 – 1200), а сумма 1200 у. е. (400 у. е. * 3 года) признается доходом будущих периодов и только после фактического оказания услуги включается в состав выручки.
Согласно РСБУ выручка признается сразу в полном объеме.
Есть и еще один нюанс. В МСФО в случае отсрочки платежа выручка отражается в сумме меньшей, чем это обусловлено по договору, по так называемой справедливой стоимости. При этом стоимость контракта уменьшается на величину условной процентной ставки, а разница признается доходом будущих периодов. Покажем это на примере.
ПРИМЕР 2
Организация «А» занимается производством и продажей фасованного растительного масла. По условиям договора организация «А» отгружает в адрес организации «Б» вагон фасованного растительного масла стоимостью 55 000 у. е. в обмен на вексель со сроком оплаты через год с момента приобретения. Ставка процента по векселю составляет 7 процентов.
В нашем случае выручка организации «А» составит: 55 000 у. е. : 107% = 51 401,87 у. е.
На дату продажи в бухгалтерском учете организации «А» будет сделана проводка: ДЕБЕТ «Счет учета Дебиторской задолженности» КРЕДИТ «Счет учета Прибыли и убытков»
Разница между справедливой стоимостью и номинальной суммой контракта признается в качестве процентного дохода в соответствии с МСФО 18 и МСФО 39 (IAS 39) «Финансовые инструменты — признание и оценка».
Таким образом, разница в 3598,13 у. е. (55 000 – 51 401,87) признается в качестве дохода будущих периодов: ДЕБЕТ «Счет учета Дебиторской задолженности» КРЕДИТ «Счет учета Доходов будущих периодов»
И далее равномерно распределяется до конца срока действия векселя, то есть по 299,84 у. е. (3598,13 у. е. : 12 мес.): ДЕБЕТ «Счет учета Доходов будущих периодов»КРЕДИТ «Счет учета Прибыли и убытков»
Существуют также различия в учете бартера. Согласно МСФО, если товары или услуги обмениваются на другие однородные и аналогичные по стоимости товары или услуги, такая сделка не признается реализацией.
ПРИМЕР 3
Организация «А» заключила с организацией «Б» договор мены, согласно которому организация «А» передает организации «Б» 15 тонн цемента марки ПЦ 400-Д-20 по цене 1500 у. е. за тонну, а организация «Б» передает организации «А» цемент марки ПЦ 500-ДО в количестве 15 тонн по цене также 1500 у.е.
В бухгалтерском учете организации «А» будет сделана проводка: ДЕБЕТ «Счет учета Запасов, Цемент марки ПЦ 500-ДО» КРЕДИТ «Счет учета Запасов, Цемент марки ПЦ 400-Д-20»
Согласно РСБУ, при бартере выручка отражается вне зависимости от того, какие товары обмениваются по сделке.
А вот в случаях, когда происходит обмен разнородными товарами, выручка должна оцениваться по справедливой (то есть рыночной) стоимости полученных товаров (услуг). В российской системе бухгалтерского учета бартерные операции всегда рассматриваются как реализация.
Критерии учета расходов по МСФО и РСБУ в целом сопоставимы (см. {$var.external}таблицу 2.).
Однако в ПБУ 10/99 «Расходы организации» включено дополнительное условие о том, что расход признается в учете, если заключен договор, есть соответствующие требования нормативных актов или обычаи делового оборота. То есть в отличие от МСФО расход не может быть признан только на основании профессионального суждения бухгалтера об уменьшении экономических выгод и должен обязательно подтверждаться документально.
В итоге появляются существенные расхождения в Отчете о прибылях и убытках по МСФО и РСБУ.
Наглядный пример — затраты по премированию работников. Как правило, премии по итогам года утверждаются в мае—июне следующего года. В российском бухгалтерском учете затраты отражаются после начисления премий, то есть в себестоимости следующего отчетного периода. Например, премии за 2007 год попадут в расходы 2008 года.
Для целей МСФО бухгалтер должен оценить примерную сумму возможных премий (например, на основании опыта прошлых лет) и начислить данную сумму в отчетности прошлого года. То есть 2007-го. По факту начисления и выплаты (в 2008 году) разница между фактической суммой и суммой бухгалтерской оценки отражается уже в Отчете о прибылях и убытках 2008 года. Однако корректировка обычно незначительна.
ПРИМЕР 4
Организация «А» в ноябре 2007 года заключила договор с организацией «Б» на проведение независимого аудита своей отчетности. По условиям договора оказанные услуги должны быть оплачены до 20 марта 2008 года. Датой окончания работ считается дата представления аудиторского заключения, а именно 20 марта 2008 года.
Рассмотрим решение этого примера отдельно в РСБУ и МСФО.
Затраты, связанные с оказанием аудиторских услуг, отражаются в 2007 году независимо от того, что акт подписан только 20 марта 2008 года.
Затраты по договору с аудиторами являются для организации расходом по обычным видам деятельности. Такие расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место.
Следовательно, датой признания расходов в РСБУ будет дата подписания акта. То есть расходы, связанные с проведением в 2008 году аудита отчетности за 2007 год, будут формировать финансовый результат 2008 года.
Кроме того, согласно МСФО расходы учитываются исходя из прямой взаимной увязки понесенных расходов и полученных доходов (принцип соответствия затрат и выручки). Однако некоторые затраты, например, относящиеся к коммерческим или управленческим, по окончании отчетного периода всегда включаются в расходы.
Выручка, оборот, продажи (Revenue,Revenues, Sales revenue) — выручка от реализации продукции, денежные средства или другое возмещение, полученные за проданные товары.
Чистая выручка от реализации, чистый объем продаж (Net sales) — общая сумма выручки от реализации (Gross sales) за минусом возврата и уценки проданных товаров, а также скидок с продаж за досрочную оплату.
Незаработанные доходы, авансы покупателей, отсроченные доходы (Unearned revenues, Advances from customers, Deferred revenues) — доходы, полученные авансом; полученные средства за товары, еще не поставленные покупателю, и еще не оказанные услуги.
Прочие доходы и расходы (Other revenues and expenses) — раздел в Отчете о прибылях и убытках, в котором указываются прибыли и убытки от операций не по основной деятельности. Например, результаты от продажи своего имущества, проценты по ценным бумагам, доходы от аренды и т. д.
Расходы (Expenses) — затраты, которые приводят к уменьшению собственного капитала и возникают в ходе обычной деятельности предприятия. Следует отличать от случайных убытков и потерь (Losses), которые возникают в результате редких, нетипичных операций и событий (например, от продажи основных средств, ценных бумаг, от изменения курсов иностранных валют).
Капитальные расходы (Capital expenditures) — затраты на приобретение или расширение долгосрочных активов (основных средств).
Текущие расходы (Revenue expenditures) — расходы текущего отчетного периода.
Административные расходы (Administrative expenses) — периодические расходы, относящиеся к функционированию предприятия в целом. Например, заработная плата управленческого персонала, затраты на офисные принадлежности, проценты по кредитам, страховкаобщая и т. п.
Коммерческие расходы (Selling expenses) — не включаемые в производственнуюсебестоимость расходы, связанныес реализацией и продвижением на рынкепродукции.
Накладные расходы, косвенные затраты (Recovered overhead, Absorbed overhead, Applied overhead) — обычно распределяются между объектами затрат на основе установленного коэффициента.
Операционные расходы (Operating expenses) — включают в себя коммерческие расходы (связанные с реализацией), общие и административные расходы.
Организационные расходы (Organization costs) — расходы на создание компании; могут рассматриваться как нематериальные активы с соответствующим списанием их суммы через амортизацию.
Расходы, оплаченные авансом (Prepaid expenses) — предоплаченные расходы. Например, расходы на страхование и аренду.
Транспортные расходы (Freight out,Carriage out, Transportation out) — например, расходы по доставке проданных товаровпокупателю.
Финансовые расходы (Financial expenses) — расходы, связанные с привлечением либо использованием заемных средств.